Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Бородкина Елена Викторовна

Организация: ГБОУ СОШ №2103 СП ДО-5

Населенный пункт: г. Москва

В Федеральных государственных образовательных стандартах дано описание качеств ребенка, поступающего в школу: «любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); задает вопросы взрослому, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)». В связи с этим важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте  не подлежит сомнению.

На протяжении всего дошкольного детства,  наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая представляется не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. 

Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть  и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, внутренних связей и отношений. Перечисленным особенностям исследовательской деятельности соответствует детское экспериментирование с предметами или явлениями, как эффективный метод развития познавательной активности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи –  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. Для того чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, необходимо создать соответствующие условия, а также использовать приемы, вызывающие у детей ощущение собственного роста.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

-специально-организованная образовательная деятельность;

-совместная деятельность взрослого с детьми;

-свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы с детьми:

-организованная образовательная деятельность;

-плановые эксперименты;

-дидактические игры;

-беседы;

-наблюдение и труд;

-работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть:

- индивидуальная;

- групповая (с подгруппой);

- фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой  форме организации экспериментальной работы.

Наблюдения и эксперименты могут быть случайными и плановыми. Случайные эксперименты  не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”.  Плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся  как ответ на вопрос ребенка:  ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте  можно выделить следующую структуру:

1.Осознание того, что хочешь узнать;

2.Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;

3.Выполнение работы, соблюдение правил безопасности,  наблюдение результатов;

4.Фиксирование результатов, анализ полученных данных;

5.Словесный отчет об увиденном,  формулирование выводов.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь  планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных  представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.

С детьми проводится  экологические игры, чтение художественной  и познавательной литературы.

В блоке организованного  обучения проводятся занятия обобщающего характера(1раз в месяц).

Цель: обобщить знания,  полученные детьми в ходе проведения опытно-экспериментальной работы  со взрослым и индивидуально в свободной деятельности.

Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога  и детей. Они стимулируют  познавательную и творческую активность детей и в полной  мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

Планирование работы в блоке  свободной самостоятельной деятельности  предполагает в первую очередь создание  педагогом  условий для возникновения самостоятельной деятельности детей.

Окружающая  детей  предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.

Дети проводят опыты в «Детской  лаборатории» и в «Уголке природы», используя пособия и  материал для проведения исследования:

- книги познавательного характера, тематические альбомы, коллекции: «Бумага», «Ткани», «Пуговицы», «Удивительные камни»; семена растений, шишки - дидактический компонент;

- песок, глина,  набор игрушек для игр в воде,  материалы для игр с мыльной пеной,  красители, пищевые продукты (соль, сахар, мука)  -  компонент оборудования;

- карточки-правила работы с материалом, игровые персонажи, карточки-схемы для проведения опытов -  компонент стимулирующий.

В «Детской лаборатории» могут быть выделены:

- место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);

- место для приборов;

- место для выращивания растений;

- место для хранения материалов (природного, «бросового»);

- место для проведения опытов;

- место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ѐмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.).

Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в продуктивной деятельности.

Для работы с детьми  отобраны наиболее эффективные методы.

Условно их можно разделить на группы:

1.Методы, повышающие познавательную активность.

Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его.

Наиболее эффективными методами этой  группы являются: элементарный  и  причинно-следственный анализ, сравнение,  моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.

2.Методы,  повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно–игровые приемы),  сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.

3.Методы коррекции и уточнения представлений  при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение,  метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний).

Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля обобщения. Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности («Как быстрее построить прочный дом для кукол?»);

2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").

3) расширение представлений о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений), о предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.), о геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

Достоинства  экспериментирования (Н. Н. Поддьяков)

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

- Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются мыслительные  процессы.

- Развивается речь ребёнка. 

- Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно для развития самостоятельности.

- В процессе экспериментирования развивается эмоциональная сфера ребёнка.

 

Литература

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2014

2. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

3. Зенина Т., Туркина А. Наблюдаем, познаем, любим. // Дошкольное воспитание, 2003 №7

4. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты  в детском саду М: Творческий центр, 2008

5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экологическая деятельность детей  среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-пресс,2007.

Опубликовано: 28.01.2016