Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Бородкина Елена Викторовна
Организация: ГБОУ СОШ №2103 СП ДО-5
Населенный пункт: г. Москва
В Федеральных государственных образовательных стандартах дано описание качеств ребенка, поступающего в школу: «любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); задает вопросы взрослому, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)». В связи с этим важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая представляется не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, внутренних связей и отношений. Перечисленным особенностям исследовательской деятельности соответствует детское экспериментирование с предметами или явлениями, как эффективный метод развития познавательной активности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. Для того чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, необходимо создать соответствующие условия, а также использовать приемы, вызывающие у детей ощущение собственного роста.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:
-специально-организованная образовательная деятельность;
-совместная деятельность взрослого с детьми;
-свободная самостоятельная деятельность детей
Формы работы с детьми:
-организованная образовательная деятельность;
-плановые эксперименты;
-дидактические игры;
-беседы;
-наблюдение и труд;
-работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть:
- индивидуальная;
- групповая (с подгруппой);
- фронтальная (со всей группой).
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы.
Наблюдения и эксперименты могут быть случайными и плановыми. Случайные эксперименты не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”. Плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
1.Осознание того, что хочешь узнать;
2.Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
3.Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
4.Фиксирование результатов, анализ полученных данных;
5.Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.
С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.
В блоке организованного обучения проводятся занятия обобщающего характера(1раз в месяц).
Цель: обобщить знания, полученные детьми в ходе проведения опытно-экспериментальной работы со взрослым и индивидуально в свободной деятельности.
Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.
Планирование работы в блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей.
Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.
Дети проводят опыты в «Детской лаборатории» и в «Уголке природы», используя пособия и материал для проведения исследования:
- книги познавательного характера, тематические альбомы, коллекции: «Бумага», «Ткани», «Пуговицы», «Удивительные камни»; семена растений, шишки - дидактический компонент;
- песок, глина, набор игрушек для игр в воде, материалы для игр с мыльной пеной, красители, пищевые продукты (соль, сахар, мука) - компонент оборудования;
- карточки-правила работы с материалом, игровые персонажи, карточки-схемы для проведения опытов - компонент стимулирующий.
В «Детской лаборатории» могут быть выделены:
- место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);
- место для приборов;
- место для выращивания растений;
- место для хранения материалов (природного, «бросового»);
- место для проведения опытов;
- место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ѐмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.).
Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в продуктивной деятельности.
Для работы с детьми отобраны наиболее эффективные методы.
Условно их можно разделить на группы:
1.Методы, повышающие познавательную активность.
Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его.
Наиболее эффективными методами этой группы являются: элементарный и причинно-следственный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.
2.Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно–игровые приемы), сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.
3.Методы коррекции и уточнения представлений при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний).
Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля обобщения. Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности («Как быстрее построить прочный дом для кукол?»);
2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").
3) расширение представлений о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений), о предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.), о геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
Достоинства экспериментирования (Н. Н. Поддьяков)
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
- Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются мыслительные процессы.
- Развивается речь ребёнка.
- Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Детское экспериментирование важно для развития самостоятельности.
- В процессе экспериментирования развивается эмоциональная сфера ребёнка.
Литература
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2014
2. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3
3. Зенина Т., Туркина А. Наблюдаем, познаем, любим. // Дошкольное воспитание, 2003 №7
4. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду М: Творческий центр, 2008
5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экологическая деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-пресс,2007.