Психологическое развитие дошкольников

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Гончарова Галина Викторовна

Организация: МБДОУ «Детский сад КВ №42»

Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж

Введение

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. Ведь именно у дошкольников начинают складываться основные психологические характеристики: мотив достижения, интеллект, способности и др. В младшем школьном возрасте они закрепляются и становятся устойчивыми либо развиваются дальше.

Периоду дошкольного возраста посвящены работы выдающихся отечественных и зарубежных ученых: С.Л.Рубеншнейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, К.Роджерса, Ж. Пиаже.   Но все же изучение этого перехода  остается одной самых актуальных проблем современной возрастной психологии, и к  этой проблеме непосредственно примыкает проблема мотивационной готовности ребенка к школьному обучению. Поэтому выбранная мною тема работы очень важна и актуальна.

Цель работы состоит  в изучении периода дошкольного детства и его психологической характеристике.

Задачи: определить понятие и изучить основные особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте; структуру и динамику ведущей деятельности в дошкольном возрасте; основные новообразования  этого периода; рассмотреть психологическую готовность к обучению как итог психологического развития дошкольника.

 

1. Понятие и основные особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст — этап психического развития от 5 до 7 лет. Весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяют три периода:

-младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;

-средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;

-старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет.

Под психологической характеристикой понимаются те аспекты развития ребенка, которые влияют непосредственно на его состояния, процессы, свойства. Это не только характеристика познавательных процессов и мотивационной сферы, которая практически руководит поведением ребенка, но и характеристика ведущей деятельности, самосознания ребенка в этот период.

Рассмотрим особенности развития воображения. Можно утверждать, что воображение начинает свое развитие с трех лет.

 

Таблица 1. Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Структура воображения:

Функции компонентов:

 аффективный компонент

защитная - помогает преодолеть противоречия,

регулирующая - в ходе усвоения норм поведения

познавательный компонент

овладение схемами, мыслями, помощь в построении целостной картины мира.

 

Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия между образом реальности, существующим в сознании ребенка и самой отражаемой реальностью. Невозможность разрешить его приводит к росту внутреннего напряжения и как следствие этого возникновению тревоги и страха. Однако мно­гие противоречия дети разрешают самостоятельно при помощи именно аффективного воображения.

Познавательное воображение возникает при необходимость построения целостных образов событий и явлений, помогая также преодолевать возникшие у ребенка противоречия.

Этапы развития воображения:

1 этап – 2,5 - 4 года - воображение разделено на аффективное и познаватель­ное.

Основу для развития аффективного воображения составляет выделение личностного «Я» в раннем детстве. Основа для развития познавательного вооб­ражения - становление наглядно-действенного мышления.

Развитие познавательного воображения осуществляется ребенком в игре с игрушками, когда им разыгрываются знакомые действия взрослых и возможные варианты этих действий, развитие аффективного воображения осуществля­ется посредством проигрывания ребенком переживаний (особенно страха).

2 этап - 4-6 лет - идет активное усвоение правил, норм, образцов поведения, что укрепляет «Я» ребенка, делает его поведение более осознанным.

3 этап - 6-7 лет - ребенок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими.

Аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем многократного их варьирования в игре, ри­совании и других видах продуктивной творческой деятельности. B случае устойчивых конфликтов с реальностью дети обращаются κ замещающему воображению. B этом возрасте творчество ребенка носит проективный характер. Познавательное воображение сильно изменяется на данном этапе. Дети передают переработанные впечатления, начинают целенаправленно искать приемы для их передачи. Впервые появляется целостное планирование.

Рассмотрим особенности психоэмоционального развития дошкольников.

Особенностью дошкольного периода является наличие богатой эмоцио­нальной палитры. С одной стороны эта особенность обеспечивает более адек­ватное эмоциональное поведение ребенка. Ho с другой, она же может стать причиной деформации эмоциональной сферы ребенка.

Скрытая (латентная) форма развития эмоциональных расстройств в до­школьном периоде приобретает открытую форму при поступлении ребенка в школу. Что же тревожит в эмоциональном поведении:

- вредные привычки - самые распространенные - «сосание пальца» и «грызение ногтей»,

- гиперактивность и невнимательность - создает возможность высокого риска для развития антисоциального поведения в подростковом возрасте.

- тревожность и страхи дошкольников - чаще проявляются в ситуациях
взаимодействия ребенка с другими детьми. Выделяются инстинктивные и социальные страхи. Инстинктивные - преимущественно эмоциональные страхи; когда страх высту­пает как эмоционально воспринимаемая угроза для жизни. Основной источник социальных страхов - взаимоотношения ребенка с родите­лями.

Виды страхов:

-страх одиночества,     ·     страх сказочных персонажей,  ·    страх темноты;

-страх нападения,        ·     страх замкнутого пространства,     ·  страх смерти;

-страх опоздания.

Эмоциональные отношения в кругу близких взрослых. От родителей требуется умение говорить с детьми, слушать их, понимать язык жестов и эмоций. Родителям нужно быть искренними, правдивыми с ре­бенком, доверять ему. В этом возрасте происходит формирование нравственно-эстетических категорий, развивается чувство стыда, вины, сопереживания. Ребенок различает понятия  «хороший-плохой», «добро-зло», «красивьй-некрасивый»,. «правда-неправда».

У дошкольников ярко выраженная эмоциональность. Дети непосредственно выражают чувства. Они легко плачут, быстро успокаиваются. Их настроение зависит от обстоятельств. Преобладает спонтанность в выражении чувств и эмоций. Однако родителям не нужно блокировать выражений эмоций, в том чис­ле выражения гнева, недовольства, раздражения. Надо понимать источники, причины эмоциональных состояний ребенка и управлять ими.

К 7 годам у ребенка развивается способность обобщать. Это обобщение он распространяет и на внешний, и на внутренний мир. До этого ребенок лишь переживает, а не чувствует (чувство подразумевает стойкие, длительные отно­шения).

В старшем дошкольном возрасте встречаются уже зачатки словесно-логического мышления.

Однако появление нового вида мышления не отменяет действие преды­дущего. Это объясняет тот факт, что при оценке уровня познавательного разви­тия ребенка нужно диагностировать все виды познавательной деятельности, а не только те, которые оказываются ведущими в данном возрастном периоде.

Ребенок дошкольного возраста непосредственен. Это проявляется в:

-отсутствии регуляции поведения,

-после аффекта сразу выполняется действие,

-отсутствие оценки последствий своего поступка;

-в действии сразу проявляются свои желания, потребности.

Ребенок оценивает ситуацию, прикидывает последствия. Он становится произвольным. При переходе к школьному возрасту это очень важно.

К 7 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление (в умст­венном плане, но должен видеть систему интеллектуальных задании перед гла­зами).

Меняется и поведение взрослого. Здесь уже необходим рассказ о том, че­го ребенок не знает. Да и отношение к ребенку требуется другое. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и неуважительное к себе отно­шение. Поэтому eмy уже недостаточно проявления внимания к себе. Он требует уважительного к себе отношения.

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения стано­вится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживания со стороны взрос­лого. Взрослый предстает перед малышом в качестве целостной личности, обладающей знаниями, умениями и навыками. Общение разворачивается на фоне самостоятельной (теоретической), т.е. внеситуативной деятельности ребенка.

Внимание дошкольников на этом этапе развития общения привлекают люди и человеческие отношения. Психика 6-7 летнего ребенка отличается по­вышенной восприимчивостью к окружающим его взрослым, ко всему, что по­могает ему формировать свое отношение к жизни. Теперь ребенка волнует оценка себя как личности. При этом малыш стремится к тому, чтобы оценки взрослого (будь-то его собственный поступок или действия других людей) сов­пали с его собственными.

Главный результат этого этапа - становление системы мотивов, которая помогает дошкольнику овладевать произвольным поведением, появление внут­реннего единства личности.

Взаимодействуя с другими людьми, детьми у малыша появляется пре­одоление эгоцентрической позиции (Пиаже). Дошкольнику приходится учиты­вать не только свое мнение, но и мнение партнера, он учится уступать.

Ребенок не может преодолеть эгоцентризм, играя сам с собой. В это слу­чае интеллект развивается, но малыш не может вступить во взаимодействие со сверстниками, т.к. не может понять, что происходит. Он ставит себя в исклю­чительную позицию (особенно в младшем подростковом возрасте).

Игра со взрослыми в такой ситуации тоже не способствует преодолению эгоцентризма, т.к. взрослые в конфликтной ситуации подыгрывают ребенку.

Личностное развитие. Ребенок усваивает этические, нравственные нормы. Они входят в жизнь ребенка сначала директивно (вводятся на авторитете взрослых). Но нравственные нормы нужны для взаимодействия людей. В игре ребенок начинает видеть, что несоблюдение нравственных норм разрушает взаимодей­ствие. Это приводит к новому у ребенка - принятие им нормы. Преодоление эгоцентрической позиции - может понять другого - формиро­вание норм взаимопонимания, обращение внимания на состояние другого чело­века, начало сопереживания. В итоге - нормы усваиваются в сознание ребенка в реальном взаимодейст­вии, взрослый перестает быть их носителем.

 

2. Психологическая готовность к обучению как итог психологического развития дошкольника

Рассматривая вопрос о психолого-педагогическом статусе дошкольника, следует отметить, что основой его составления являются критерии готовности ребенка в школе, т.к. от степени подготовленности ребенка к обучению, зависят его дальнейшее развитие и успешность в освоении школьной программы. По мнению И.Ю.Кулагиной, «готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства».

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимость и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие компоненты:

а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов - сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.

б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.

Е.И. Рогов указывает на следующие критерии интеллектуальной готовности к школьному обучению:

- дифференцированное восприятие;

-аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

- рациональный подход к деятельности (ослабление роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладевание на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

в) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем. Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми (внеситуативно-личностное, по Лисиной) и переход от эгоцентризма к децентрации

г) мотивационная готовность включает в себя следующие  критерии :- наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач и др.);

- понимание необходимости учения как обязательной ответственной деятельности; 
- минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности; 
- эмоционально-благополучное отношение к школе.

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Несформированность одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.

 

Заключение

Таким образом, дошкольный возраст — этап психического развития от 5 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший, старший и средний дошкольный возраст. Выделим основные психологические аспекты развития ребенка в этом возрасте:

Познавательное воображение сильно изменяется на данном этапе. Дети передают переработанные впечатления, начинают целенаправленно искать приемы для их передачи. Впервые появляется целостное планирование.

Творчество ребенка носит проективный характер.

Особенностью дошкольного периода является наличие богатой эмоцио­нальной палитры. С одной стороны эта особенность обеспечивает более адек­ватное эмоциональное поведение ребенка. Ho с другой, она же может стать причиной деформации эмоциональной сферы ребенка.

В этом возрасте происходит формирование нравственно-эстетических категорий, развивается чувство стыда, вины, сопереживания.

Основная отличительная черта внимания в дошкольном возрасте - это
непроизвольность. Ребенок легко отвлекается от деятельности, быстро появля­ются другие интересы.

Функции зрительного восприятия в целом оказываются сформиро­ваны уже к началу дошкольного возраста, а функции слухового восприятия ока­зываются в целом сформированными только к концу старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Непроизвольный характер  познавательных   процессов  обусловливает синкретизм психической деятельности, когда у ребенка все без различия сбито в кучу, и он не может установить между разными предметами связи и найти общие признаки.

Характерная форма мышления в возрасте 4-6 лет - наглядно-образное мышление. Это означает, что ребенок решает задачи не только в ходе практи­ческих действий с предметами (что характерно для наглядно-действенного мышления), но и в уме, опираясь на свои образы (представления) об этих пред­метах.

Ребенок дошкольного возраста непосредственен.

К 7 годам преодолеваются особенности детского мышления. Появляется логизм, устанавливаются причинно-следственные связи. Как итог, ребенок мо­жет рассуждать дедуктивно, становится способным к школьному обучению.

Развитие речи дает возможность социализованного взаимодействия.

Ведущая деятельность в этот период – игра.

Дошкольный возраст -  период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Психологическая готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, включающим в себя:

1. мотивационную готовность,

2. социально-психологическую готовность,

3. интеллектуальную готовность,

4. личностную готовность.


Список литературы

1.   Выготский, Л.С. Психология развития человека. / Л.С. Выготский - М.: Эксмо, 2003. – 1061 с.

2.   Гамезо,  М.В. Возрастная психология. / М.В.  Гамезо, Е.А. Петрова Л.М. Орлова. - М.: Педагогоическое общество России, 2003. – 512 с.

3.   Дарвиш,  О.Б. Возрастная психология./ О.Б. Дарвиш - М.: Владос, 2003. – 321 с.

4.   Крайг,  Г. Психология развития. / Г.  Крайг - СПб.: Питер, 2000. – 321 с.

5.   Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет./ И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во РОУ, 2005. – 342 с.

6.   Смирнова, Е.О. Детская психология: Уч. для вузов./ Е.О. Смирнова - М.: Владос, 2003. - 368 с.

Опубликовано: 09.02.2016