Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательных группах ДОУ (из опыта работы)

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Степанова Марина Петровна

Организация: МБДОУ «Детский сад №2 г. Светогорска»

Населенный пункт: Ленинградская область, Выборгский район, г. Светогорск

«Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.»

Далай - Лама

В истории человеческой цивилизации отмечается разное и противоречивое отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья: от равнодушия, ненависти и агрессии, до примеров заботы и милосердия. Но главное, чего ждут такие дети от общества – это сотрудничества с ними на равных условиях.

До недавнего времени в обществе считалось, что образовательные потребности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)не могут быть удовлетворены в общеобразовательных учреждениях. Государственная социальная политика в России была ориентирована на изоляцию людей с ограниченными возможностями здоровья, признавая наиболее благоприятными условиями для развития, обучения и воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (группах).

В настоящее время стратегией решения социальной и психолого-педагогической проблемы адаптации детей с ОВЗ стало введение инклюзивного образования в России.  Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ОВЗ. Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья  совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе (группе), а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе (ДОУ) [1].

Мы хотим поделиться опытом взаимодействия нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ. В нашем детском саду на протяжении многих лет наряду с двумя логопедическими группами, существовала группа для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Да, они находились в отдельной группе, но в обычном детском саду и на прогулках, праздниках встречались и общались с нормально развивающими сверстниками. И нормально развивающие сверстники воспринимали наших детей как обычных, свободно с ними общались, играли.И мы с педагогами ДОУ поняли вот он способ привития толерантности, терпимости к ― нестандартным детям.Психология в общем виде определяет толерантность как свойство биологической или социальной системы принятия другой системы или ее элементов, неоказания им сопротивления. В современной отечественной педагогике Б. З. Вульфовым дана трактовка феномена толерантности как ―способности человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни. При этом под процессом воспитания толерантности педагог подразумевает целенаправленную организацию позитивного (преодоления негативного) опыта толерантности, т. е. создание пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря – сосуществования разного [1], т.е. путем интеграции, в частности её социальной формы – включение детей с ОВЗ в общество нормально развивающих сверстников.

Чтобы процесс интеграции был успешным необходимо соблюдать следующие условия:

- интеграция должна включать в себя непосредственные контакты между детьми разных систем обучения – они происходили у нас и на прогулках, и на совместных праздниках, походах, экскурсиях, посещение спектаклей;

- в своей основе интеграция не может быть директивной, она должна основываться на неформальной ситуации общения –этому и способствовали прогулки, совместные праздники, походы и т.д.;

-  интеграция должна включать в себя совместную деятельность детей специальной группы и массовой. И вот тут мы стали думать, как бы расширить общение и взаимодействие детей разных уровней развития и пришли к выводу, что весьма эффективными в этом отношении средствами являются смешанные коррекционные музыкально - игровые занятия для детей с ЗПР и детей массовых групп. Своей опыт мы с музыкальным руководителем представили в журнале «Дошкольная педагогика» №2, 2010 [2].

В результате проведения цикла таких занятий мы заметили, что они способствуют формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать детей с ОВЗ как обычных членов общества. Включѐнность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Но прошло время и изменились условия пребывания детей с ОВЗи они стали посещать общеобразовательные группы. Изменилась и форма интеграции, интеграция стала комбинированной - при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных обучаются (воспитываются) в массовых классах (группах), получая постоянную коррекционную помощь учителя – логопеда (учителя – дефектолога) [1].

В соответствии с Законом «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским садом является обеспечение благоприятных условий жизни и воспитания ребенка (в том числе и ребенка с ОВЗ), формирование основ полноценной, гармонической лично­сти, следовательно, необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодейст­вия детского сада, семьи и социума.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования отвечают новым социальным запросам, предлагая родителям (в том числе и родителям детей с ОВЗ) стать активными участниками образовательного процесса. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учре­ждения в работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольное образовательное уч­реждение не только способствует всестороннему развитию ребенка, но и организует консультирование роди­телей по вопросам воспитания детей. Меняется сегодня и позиция педагога дошкольного учреж­дения - он не только воспитатель, но и партнер родителей в воспитании как нормально развивающих детей, так и детей с ОВЗ.

Процесс формирования толерантного, терпимого отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется комплексно и предусматривает работу со всеми субъектами инклюзивного обучения: детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами.

Именно с цельюпсихолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей), создания воспитательного пространства семьи- детского сада - социума в МО «Светогорское городское поселение» был создан Ресурсный Центр«Капелька», которыйобъединил родительские клубы по интересам, сделав детский сад организующим центром взаимосвязи общественного и семейного воспитания и нормального развивающих детей и детей с ОВЗ.

Основными задачами взаимодействия Ресурсного Центра с семьей стали:

  • Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. Консультирование, психологическая поддержка семей, помощь в организации семейного досуга, развитие и поддержка семейных увлечений.
  • Расширение образовательного пространства для семей: с детьми от 2 месяцев 1,5 лет, с детьми с ОВЗ.
  • Работа на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии.
  • Изучение потребности родителей в образовательных услугах. Информирование молодых родителей о существующих формах работы с семьями в ДОУ и в организациях-партнерах, активно привлекающих семьи к совместной деятельности, пропагандирующих престиж семьи, оказывающие услуги семьям.
  • Организация взаимодействия ДОУ, семьи и социальных партнеров. Формирование постоянно действующих клубов молодых семей, семейных сообществ, традиций и форм работы, оказывающих поддержку молодой семье в ДОУ и других организациях города.

 

Основные принципы работы Ресурсного Центра «Капелька»:

  • Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.
  • Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.
  • Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
  • Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительного опыта семейного воспитания.
  • Привлечение внимания актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.
  • Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
  • Привлечение родителей «неорганизованных детей» МО к сотрудничеству с ДОУ.

Совершенствуя педагогическое сотрудничество, где идет реализация единых педагогических воздействий, изучаем и распространяем опыт семейного воспитания среди родителей и педагогической общественности в рамках Ресурсного Центра "Капелька", применяявариативные формы взаимодействия с семьей, такие как:

Организация взаимодействия педагогов и родителей осуществляется в инновационных формах:

Наименование

Цель, использование, формы

Формы взаимодействия


Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик».


Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста (нормально развивающих и детей с ОВЗ). Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультации в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

-Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.

-Изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у детей общеобразовательных групп, их родителей и педагогов по отношению к детям с ОВЗ и детям-инвалидам.

-Формирование основ эмпатийного поведения как со стороны обычных сверстников, их родителей, так и со стороны самого ребёнка с ОВЗ  и его семьи.

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек  (педагогическая библиотека для родителей), Официальный сайт учреждения, ИКТ, мультимедиа ресурсы, анимация.

Контрольно-оценочные блоки

Выявления проблемного поля, потребностей родительской общественности. Определение результативности выбранного направления и методов.

Анкетирование, наблюдение, беседы

 

Организация взаимодействия ДОУ, социальных партнеров и семьи в форме Ресурсного Центра как системы семейных клубов представляет собой интересную современную модель педагогической работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между ними.

ИКТ-технологии позволили нам изменить условия взаимодействия  педагога с  родителями. Проведение педагогических мероприятий (родительских собраний, консультаций, тренингов и т.д.) с использованием мультимедийной техники является современной формой информирования и консультирования, позволяющей представить материал красочнее, информативнее и увлекательнее, помогает выделить его основные аспекты и дает возможность их проиллюстрировать.

 

Преимущества взаимодействия Ресурсного центра "Капелька" с семьей в рамках ресурсного центра как системы клубов очевидны:

  • Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении личных педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться их индивидуальные запросы и предложения по взаимодействию с ребенком.
  • Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, изучает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в ходе проектирования образовательной работы, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.
  • Изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у детей общеобразовательных учреждений, их родителей и педагогов по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.
  • Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление развития и воспитания ребенка, которое они считают нужным. Что повышает их ответственность за воспитание своего ребенка.
  • Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционально окрашенного семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
  • Это возможность проектирования и реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
  • Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было не всегда возможно при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для оптимизации взаимодействия с родителями.

 

Перспективы:

  1. Дальнейшее успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение само становится мощным средством социализации личности.
  2. Вести активную пропаганду здорового образа жизни и семейных отношений. В дальнейшем необходимо вовлечь в работу как можно больше семей для повышения их социальной активности.
  3. Взаимодействовать с различными ветвями власти для поддержки семей.
  4. Активно взаимодействовать со всеми средствами массовой информации для создания позитивного образа современной семьи, для повышения статуса детства и актуализации внимания к ценностям семьи.
  5. Применять инновационные формы работы для выработки единого подхода в работе с семьёй.

Таким образом, руководствуясь в своей работе тремя составляющими успех интеграции: взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодействие, мы надеемся на формирование позитивного общественного отношения к проблеме доступности образования детям с ограниченными возможностями здоровья, правовой культуры населения, толерантного отношения к детям и молодым людям с проблемами в развитии, основанного на принципах взаимного уважения, понимания и терпимости.

  • material-dlya-doklada.docx.. 54,5 КБ
  • Опубликовано: 24.02.2016