Создание условий для физического развития детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Комягина Татьяна Анатольевна

Организация: МДОУ «Детский сад №18»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Ухта, пгт. Водный

ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) включает 5 образовательных областей:

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей. Растущий организм  нуждается в движении.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

Двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно – двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;  становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливания, при формировании полезных привычек и др.)

Один из аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

- предметно - пространственная развивающая образовательная среда.

При проектировании предметно - пространственной развивающей среды мы исходим из  следующих факторов:

- учитываем индивидуальные социально – психологические особенности ребенка;

- особенность его эмоционально – личностного развития;

- индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.

Развивающая предметно – пространственная среда в группе содержательно – насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступная и безопасная.

  1. Насыщенность среды  соответствует возрастным возможностям детей.

Образовательное пространство оснащено соответствующими материалами, в т. ч. игровым,спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Для детей раннего возраста образовательное пространствопредоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами;

  1. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей;
  2. Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, матов, мягких модулей, массажных дорожек и т. д.;

  1. Вариативность среды предполагает:

наличие в группе различных пространств (физкультурного, для игры и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих двигательную активность детей.

  1. Доступность среды предполагает:

Свободный доступ детей к играм и пособиям;

  1. Безопасность предметно – развивающей среды предполагает соответствие всех ее элементов  требованиям по безопасности их использования.

В своей работе с детьми раннего возраста я стараюсь создать условия для физического развития детей, используя нестандартное физкультурное  оборудование.

Создание нестандартного оборудования  - это всегда творчество, изобретения нового, по дизайну, по способу действий – оригинальность оборудования, уникальность, неповторимость от массовых образцов. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения  ребенка в двигательной активности, позволяя более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям.

Цель: расширение  предметно – развивающей  среды путем создания нового нестандартного оборудования, помогающего полноценному физическому, психическому развитию детей раннего возраста.

Задачи:

- формировать двигательные умения и навыки детей;

- приобщать детей к здоровому образу жизни;

- развитие творчества, фантазии при использовании нестандартного оборудования;

- способствовать развитию культуры движений и телесной рефлексии;

- вызвать интерес к использованию нестандартного оборудования на занятиях и в свободной деятельности детей.

 

Нестандартное оборудование я использую во время проведения физических упражнений и подвижных игр. Подвижные игры – это увлекательная, эмоциональная, насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил.

Трудно переоценить пользу подвижных игр для малышей. Во время активного движения активизируется: дыхание, кровообращение и обменный процесс в организме. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, быстроту реакции и внимание. Тренируется сила и выносливость, снимается импульсивность.

В процессе этих игр малыши учатся подчиняться общим правилам и действовать в коллективе, у них закладываются и развиваются такие качества, как честность, справедливость, дисциплинированность, развивается чувство сопереживания и появляется желание помогать друг другу.

На 3 г. ж. дети уже относительно хорошо бегают, ползают, лазают, поэтому двигательное содержание подвижных игр для этого возраста основано на этих движениях.

В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд (до 5 раз), в зависимости от настроения и характера двигательных заданий. Общая продолжительность подвижных игр составляет 10 – 15 минут.

Одну из подвижных игр я хочу продемонстрировать. Приглашаю несколько человек.    

Подвижные игры:

1) «Осьминог»

Цель: учить детей ходьбе с перешагиванием через препятствия, прыжкам на двух ногах с продвижением вперед, бегу по кругу, развивать координацию движений, равновесие, закрепить основные цвета, знать, где живет осьминог.

Ход:

- Скажите, ребята, где живет осьминог? (в море).

- Сейчас мы с вами пойдем к осьминогу в гости. Нам предстоит дальняя дорога. Сначала мы пойдем, перешагивая и высоко поднимая колени через красную, синюю, зеленую, желтую и т. д. ногу. Руки на поясе, спина прямая, голова смотрит вперед.

- Затем будем перепрыгивать на двух ногах, не наступая на ноги осьминога.

- Потом побежим.

               Мы бежали, мы бежали

               Наши ноженьки устали.

               Мы немного отдохнем

               И опять в гости пойдем.

И так повторяем несколько раз. В конце игры можно погладить осьминога.

2) «Змея».

Показ оборудования.

1 вариант.

Цель: учить детей бегать за «змеей», прыгать на двух ногах через «змею», развивать ловкость, быстроту.

2 вариант.

Цель: упражнять детей в беге, прыжках, развивать внимание, выдержку.

Ход: звучит музыка. Дети бегают, прыгают, веселятся. Музыка смолкает, и дети приседают на корточки и затаиваются, чтобы змея их не заметила. Змея ползает мимо детей, а детям надо удержаться и не броситься убегать от змеи. 

3) «Из обруча в обруч».

1 вариант.

Цель: упражнять в перешагивании через обручи с продвижением вперед, прыжкам из обруча в обруч.

Ход: обручи положены на расстоянии 30 см друг от друга. Дети прыгают на 2 ногах друг за другом из обруча в обруч, продвигаясь вперед.

2 вариант.

Ход: на полу лежат обручи отдельно друг от друга. Детям предлагается подойти и прыгнуть в него, а затем выпрыгнуть из обруча. Упражнение одновременно могут выполнять 2 человека. Повтор упражнений до 5 раз. Можно предложить детям походить или побегать вокруг обруча.

Усложненный вариант: массаж стоп во время ходьбы по обручу, сохраняя равновесие.

4) «Достань колечко»

Цель: учить детей прыжкам на двух ногах с места и с разбега, дотрагиваясь сначала 2 руками до кольца, затем одной рукой, называя при этом цвет кольца, развивать ловкость, глазомер, сенсорику.

1 вариант.

Ход: воспитатель предлагает детям подпрыгнуть и ударить по колечку руками. Высота колечка регулируется. Взрослый следит, чтобы дети, подпрыгивая, касались колечка 2 руками (с целью равномерной нагрузки на мышцы плечевого пояса).

Вариант с усложнением.

Касаться колечка правой и левой рукой.

Материал для изготовления таких игр разнообразный: пробки от пластиковых бутылок, шпагат, легко моющаяся ткань, проволока, пластмассовые шары.

Эти бесполезные, на первый взгляд предметы, превратились в оборудование для подвижных игр.

Таким образом, нестандартное физкультурное  оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх, вызывать радость и положительные эмоции. У ребенка развивается крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, прыжки, перешагивание и пр.).

Опубликовано: 27.02.2016