Создание условий для физического развития детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Комягина Татьяна Анатольевна
Организация: МДОУ «Детский сад №18»
Населенный пункт: Республика Коми, г. Ухта, пгт. Водный
ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) включает 5 образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей. Растущий организм нуждается в движении.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
Двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно – двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливания, при формировании полезных привычек и др.)
Один из аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
- предметно - пространственная развивающая образовательная среда.
При проектировании предметно - пространственной развивающей среды мы исходим из следующих факторов:
- учитываем индивидуальные социально – психологические особенности ребенка;
- особенность его эмоционально – личностного развития;
- индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.
Развивающая предметно – пространственная среда в группе содержательно – насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступная и безопасная.
- Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей.
Образовательное пространство оснащено соответствующими материалами, в т. ч. игровым,спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Для детей раннего возраста образовательное пространствопредоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами;
- Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей;
- Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, матов, мягких модулей, массажных дорожек и т. д.;
- Вариативность среды предполагает:
наличие в группе различных пространств (физкультурного, для игры и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих двигательную активность детей.
- Доступность среды предполагает:
Свободный доступ детей к играм и пособиям;
- Безопасность предметно – развивающей среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по безопасности их использования.
В своей работе с детьми раннего возраста я стараюсь создать условия для физического развития детей, используя нестандартное физкультурное оборудование.
Создание нестандартного оборудования - это всегда творчество, изобретения нового, по дизайну, по способу действий – оригинальность оборудования, уникальность, неповторимость от массовых образцов. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной активности, позволяя более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям.
Цель: расширение предметно – развивающей среды путем создания нового нестандартного оборудования, помогающего полноценному физическому, психическому развитию детей раннего возраста.
Задачи:
- формировать двигательные умения и навыки детей;
- приобщать детей к здоровому образу жизни;
- развитие творчества, фантазии при использовании нестандартного оборудования;
- способствовать развитию культуры движений и телесной рефлексии;
- вызвать интерес к использованию нестандартного оборудования на занятиях и в свободной деятельности детей.
Нестандартное оборудование я использую во время проведения физических упражнений и подвижных игр. Подвижные игры – это увлекательная, эмоциональная, насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил.
Трудно переоценить пользу подвижных игр для малышей. Во время активного движения активизируется: дыхание, кровообращение и обменный процесс в организме. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, быстроту реакции и внимание. Тренируется сила и выносливость, снимается импульсивность.
В процессе этих игр малыши учатся подчиняться общим правилам и действовать в коллективе, у них закладываются и развиваются такие качества, как честность, справедливость, дисциплинированность, развивается чувство сопереживания и появляется желание помогать друг другу.
На 3 г. ж. дети уже относительно хорошо бегают, ползают, лазают, поэтому двигательное содержание подвижных игр для этого возраста основано на этих движениях.
В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд (до 5 раз), в зависимости от настроения и характера двигательных заданий. Общая продолжительность подвижных игр составляет 10 – 15 минут.
Одну из подвижных игр я хочу продемонстрировать. Приглашаю несколько человек.
Подвижные игры:
1) «Осьминог»
Цель: учить детей ходьбе с перешагиванием через препятствия, прыжкам на двух ногах с продвижением вперед, бегу по кругу, развивать координацию движений, равновесие, закрепить основные цвета, знать, где живет осьминог.
Ход:
- Скажите, ребята, где живет осьминог? (в море).
- Сейчас мы с вами пойдем к осьминогу в гости. Нам предстоит дальняя дорога. Сначала мы пойдем, перешагивая и высоко поднимая колени через красную, синюю, зеленую, желтую и т. д. ногу. Руки на поясе, спина прямая, голова смотрит вперед.
- Затем будем перепрыгивать на двух ногах, не наступая на ноги осьминога.
- Потом побежим.
Мы бежали, мы бежали
Наши ноженьки устали.
Мы немного отдохнем
И опять в гости пойдем.
И так повторяем несколько раз. В конце игры можно погладить осьминога.
2) «Змея».
Показ оборудования.
1 вариант.
Цель: учить детей бегать за «змеей», прыгать на двух ногах через «змею», развивать ловкость, быстроту.
2 вариант.
Цель: упражнять детей в беге, прыжках, развивать внимание, выдержку.
Ход: звучит музыка. Дети бегают, прыгают, веселятся. Музыка смолкает, и дети приседают на корточки и затаиваются, чтобы змея их не заметила. Змея ползает мимо детей, а детям надо удержаться и не броситься убегать от змеи.
3) «Из обруча в обруч».
1 вариант.
Цель: упражнять в перешагивании через обручи с продвижением вперед, прыжкам из обруча в обруч.
Ход: обручи положены на расстоянии 30 см друг от друга. Дети прыгают на 2 ногах друг за другом из обруча в обруч, продвигаясь вперед.
2 вариант.
Ход: на полу лежат обручи отдельно друг от друга. Детям предлагается подойти и прыгнуть в него, а затем выпрыгнуть из обруча. Упражнение одновременно могут выполнять 2 человека. Повтор упражнений до 5 раз. Можно предложить детям походить или побегать вокруг обруча.
Усложненный вариант: массаж стоп во время ходьбы по обручу, сохраняя равновесие.
4) «Достань колечко»
Цель: учить детей прыжкам на двух ногах с места и с разбега, дотрагиваясь сначала 2 руками до кольца, затем одной рукой, называя при этом цвет кольца, развивать ловкость, глазомер, сенсорику.
1 вариант.
Ход: воспитатель предлагает детям подпрыгнуть и ударить по колечку руками. Высота колечка регулируется. Взрослый следит, чтобы дети, подпрыгивая, касались колечка 2 руками (с целью равномерной нагрузки на мышцы плечевого пояса).
Вариант с усложнением.
Касаться колечка правой и левой рукой.
Материал для изготовления таких игр разнообразный: пробки от пластиковых бутылок, шпагат, легко моющаяся ткань, проволока, пластмассовые шары.
Эти бесполезные, на первый взгляд предметы, превратились в оборудование для подвижных игр.
Таким образом, нестандартное физкультурное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх, вызывать радость и положительные эмоции. У ребенка развивается крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, прыжки, перешагивание и пр.).