Занимательная математика для дошкольников

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Лапина Наталья Владимировна

Организация: ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Населенный пункт: Самарская область, п.г.т. Стройкерамика

Реформирование системы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС заставляет пересматривать устоявшееся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, сейчас становится актуальной необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы работы.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации, особая роль математики заключается в умственном воспитании и развитии интеллекта, необходимости формировать и развивать логическое  мышление.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образу, по собственному замыслу. В ходе решения занимательных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.  Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображение.

Элементарный занимательный математический материал можно классифицировать, выделив в нем условно три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквальными (анаграммы, кроссворды, шарады). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения. К математическим развлечениям относятся так же игры на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур-силуэтов, образных изображений из определенных частей. В одних играх составляются плоские фигуры: «Танграм», головоломка «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг». В других требуется составить объемную фигуру: «Кубики для всех», «Куб хамелеон», «Собери призму» и др.

Математические  игры. Это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Например:

Отгадай число. Цель. Закрепить умение детей сравнивать числа.

Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6;  больше 5, но меньше 9 и т.д.

Цепочка примеров. Цель. Упражнять детей в умении производить арифметические действия.

Ход игры. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3+2 – и бросает мяч другому играющему. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч другому игроку. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница» и др. Игры «Выращивание дерева», «Чудо-мешочек», «Вычислительная машина» предполагают строгую логику действий.

Дидактические игры и упражнения. Они направлены  на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в сете, вычислениях.

ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА СМЕКАЛКУ

(ГОЛОВОЛОМКИ)

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения идет преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составить из них наглядные задачи-головоломки, а так же таблицы с изображением на них фигур, которые подлежат преобразованию.

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решить каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру.

Для детей 5-7 лет задачи на смекалку делятся на три группы:

  1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составь 2 равных квадрата из 7 палочек; 2равных треугольника из 5 палочек и т.д.
  2. Задачи на изменение фигур, для которых надо убрать указанное количество палочек.
  3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения.

Самые простые задачи первой группы дети без труда смогут решать, если ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек.

Головоломки первой группы детям предлагают в определенной последовательности:

1. Составить два равных треугольника из 5 палочек.

2. Составить три равных треугольника из 7 палочек.

3. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.

4. Из 9 палочек составить два квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники двумя палочками).

Процесс решения задач второй и третей групп гораздо сложнее, нежели первой группы. Нужно запомнить и осмыслить характер преобразования и результат(какие фигуры должны получиться и сколько) и постоянно в ходе поисков решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями. Необходим зрительный и мыслительный анализ задачи, умение представить возможные изменения в фигуре.

Таким образом, в процессе решения задач дети овладевают такими мыслительными операциями, в результате которых можно представить мысленно различные преобразования, проверить их, затем, отбросив неверные, искать и пробовать новые ходы решения. Обучение должно быть направлено на формирование у детей умения обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивать практические пробы.

 

Литература

- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд. Доработанное. – М.: Просвещение, 1990. - 94.

- Столяр А.А, Касабуцкий Н.И., Скобелев Г.Н., Чеботаревская Т.М. Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5-6-лет: Кн. для воспитателя дет. сада. и родителей. – М.: Просвещение, 1991. - 80.

Опубликовано: 10.03.2016