Особенности эмоциональной мимики детей дошкольного возраста

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Опякина Ольга Викторовна

Организация: МБДОУ Детский сад № 113 Ветерок

Населенный пункт: Архангельская область, г. Архангельск

Выражение лица играет важную роль в общении. К. Изард (1980) отмечал, что эмоции, отражающиеся на лице, «слышны лучше, чем речь». Лицо человека и его мимика признавались инструментом выражения духовной сущности. Умеющий владеть этим инструментом приобретает способность лучше изучить окружающих его людей.  Художники одни из первых уловили связь мимики с характером и эмоциями. Но и психологи научились различать за внешними геометрическими контурами лица взаимосвязь мыслей и чувств. Анатомы и физиологи установили зависимость общего выражения лица от положения мимических мышц, взгляда, формы глаз, носа. Так, чувственные экспрессии в их движении и мозаичности стали доступными для объективного научного исследования [3, 5].

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека [2].

Именно в дошкольном возрасте ребёнок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя. При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (по результатам исследований психологов, 95 процентов опрошенных детей пяти - семи лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7 процентов детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6 процентов) [5].

Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике - позе и жестам. В своём исследовании Щетинина А.М. подтверждает, что дети при восприятии эмоционального состояния человека, в первую очередь, опираются на мимическую выразительность лица: первоначально – на верхний экспрессивный паттерн (глаза, брови), затем – на нижний (рот, носогубная складка) [10].

В дошкольном возрасте постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей. Понимание эмоций человека детьми характеризуется рядом особенностей: вербальным определением различных эмоциональных состояний, соотнесением их с конкретной жизненной ситуацией, а также индивидуальным воспроизведением эмоциональных состояний через собственные экспрессивные действия [9].

Возрастная динамика понимания детьми дошкольного возраста эмоциональных состояний может быть выражена в следующих положениях:

  • к старшему дошкольному возрасту уровень понимания детьми эмоциональных состояний повышается;
  • различия в понимании разных эмоций у старших дошкольников становится всё менее значимыми;
  • к старшему дошкольному возрасту восприятие экспрессии становится более дифференцированным, что сказывается на точности оценки переживания человека;
  • увеличивается активный и пассивный словарь обозначения эмоциональных состояний;
  • к 6 годам состояние человека становится объектом познания, а экспрессия выполняет роль значимых сигналов [4].

В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребёнка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

Ребёнок должен уметь узнавать но пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость – восторг, грусть, гнев – ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие. Умение рассказать о своём настроении. Знание не менее трёх способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний [6].

Каждая эмоция имеет своё мимическое выражение, однако, одни распознаются легче, другие труднее. Так, например, радость легче узнаётся по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно  распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.

Способность распознать и произвольно воспроизвести мимические реакции формируется сначала в отношении положительных эмоций. Благоприятное воздействие положительных эмоций на психическое и физическое развитие ребёнка несомненно.

Степанова Г.А. уделяла внимание в своей статье о важности положительного эмоционального подкрепления для  эмоционального благополучия и правильного адекватного восприятия эмоций [9].

Дифференциация эмоций и обогащение переживаний связаны с общим развитием личности ребёнка, расширением круга явлений, вызывающих эмоциональный отклик [5].

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, в частности – через мимику. Ребёнок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния [8].

В старшем дошкольном возрасте становятся более понятными базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страх, удивление), но не их оттенки, развитию эмоций способствуют все виды деятельности ребёнка, а также общение со сверстниками и взрослыми [1].

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций невербальными средствами (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Балакирева Т. С. Эмоции и дети. Комплексные занятия педагога-психолога. [Электронный ресурс]. Интернет - журнал "Воспитание и обучение" № 1. – 2005. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36680.php
  2. Запорожец А.В. Детская эмоциональность. / А.В.  Запорожец // Педагогика. – М.: «Академия», 2000. – 512 с.
  3. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика / Е. И. Изотова., Никифирова Е. В. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин // – СПб.: Питер, 2007.–783с.
  5. Кондратенко И. Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР / И.Ю. Кондратенко // Дефектология. – 2001. - № 6. С. 51-59.
  6. Куприянов В.В. Лицо человека / В.В. Куприянов, Г.В. Стовичек // - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
  7. Леханова О.Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения детьми с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия. – 2007. - № 5. – С. 23-28
  8. Мухамедрахимов Р.Ж. Эмоции и отношение человека на ранних этапах онтогенеза / Р. Ж. Мухамедрахимов // – СПб.: Питер, 2008. – 312 с.
  9. Л.П. Стрелкова   Эмоциональное развитие детей в игре. / А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова  // – М.: Издательский центр «Академия», 2004.286 с.
  10. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин // – М.: Владос, 2009. – 360 с.
Опубликовано: 12.03.2016