Использование прыжков через скакалку в организованной образовательной деятельности, направленных на гармоничное физическое развитие личности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Пахомова Евгения Геннадьевна

Организация: МБДОУ детский сад №23

Населенный пункт: Московская область, г. Одинцово

Актуальность.

Проблема использования прыжков через скакалку как средства развития прыжков у старших дошкольников достаточно актуальна и представляет научный и практический интерес. Прыжки через скакалку в отличие от других видов прыжков представляют собой циклическое движение, в котором повторяется определенный цикл, состоящий из следующих друг за другом действий ребёнка. Этот цикл повторяется неоднократно, тем самым упражнения со скакалкой  способствуют  развитию прыжков у детей старшего дошкольного возраста. 
Проведя диагностику в нашем детском саду, на начало 2014-2015 учебного года  через скакалку прыгало всего лишь 20% детей старшего дошкольного возраста.

«Если ребёнок в совершенстве владеет  скакалкой и теннисным мячом, то в школе этот ребёнок будет успешен!»           

(Доцент кафедры человековедения и физической культуры.

Кандидат педагогических наук   В.В.Онишина)

Ещё в 2009 году, когда мой сын пошёл в школу и на уроках по физической культуре пришлось сдавать нормативы по метанию теннисных мячей на дальность и прыжки через скакалку на время, я поняла, что как инструктор по физической культуре в дошкольном учреждении, уделяю недостаточно времени и внимания этим спортивным снарядам. Побывав на семинаре  В.В.Онишиной, ещё раз убедилась, что надо уделять больше внимания теннисному мячу и скакалке. Поэтому внесла коррективы в годовом плане и стала активно работать в этом направлении.

 

Цель: поиск эффективных средств развития прыжков у старших дошкольников. 

Задачи:

определить уровень развития прыжков у детей старшего дошкольного возраста;
наметить и осуществить физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на развитие прыжков у детей старшего дошкольного  возраста

Методы:

Словесный  (название, объяснение)

Наглядный (правильный, безукоризненно четкий показ образца в надлежащем темпе от начала до конца)

Практический (расчлененный показ двигательного действия в медленном темпе; самостоятельное выполнение действия детьми)

 

Приёмы:

В период всего обучения прыжкам через скакалку применяются игровые упражнения, подвижные игры с предметами и без, игры-эстафеты и использование различных видов прыжков в самостоятельной двигательной активности.

Этапы:

1 этап – подготовительный 

2 этап – основной

3 этап - закрепительный

 

I. этап – подготовительный  - включает в себя весь период младшего и среднего дошкольного возраста (3-5лет), знакомство со  спортивным снарядом скакалкой и игры с ней, например, игра «Лошадки», различные виды прыжков.

На данном этапе упражняем детей в различных видах прыжков, это игровые упражнения и игры с предметами и без, игры – эстафеты, атракционы. Детям очень нравится прыгать «зайчиками», скакать «лошадками», перепрыгивать через кочки, запрыгивать на возвышенность и спрыгивать «лягушатами».

Подготовила картотеку игр со скакалкой, информацию для педагогов ДОУ, консультации для родителей в папки в приёмных групп по данной теме.

II. этап -  ознакомительный, включает в себя период старшего дошкольного возраста (5-6 лет). На данном этапе учимся с детьми подбирать скакалку по росту, узнаем о различных видах скакалок, разучиваем музыкально-ритмические движения со скакалкой, комплексы общеразвивающих упражнений, выполняем основные виды движений, играем в  подвижные игры и в игры-эстафеты со скакалкой. На этом этапе внедрён проект «Подружись со скакалкой!» (начало проекта сентябрь 2015г.)

Немаловажное значение имеют специально подобранные упражнения для лучезапястных  и локтевых суставов, так как эти суставы непосредственно принимают участие в выполнении техники вращения скакалки, а также особое внимание уделяется толчку ногами и приземлению на ногах в прыжке. Для развития движений используются предметы-заменители это ленты и верёвки.

Процесс обучения прыжкам через скакалку у девочек и мальчиков проходит по-разному. Девочки быстрее усваивают технику прыжка, чем мальчики, поэтому упражнения подбираются по гендерному принципу. В завершении любого вида деятельности со скакалкой, дети учатся складывать  и завязывать скакалку, тем самым, развивают мелкую моторику и приучаются к порядку в укладке спортивного инвентаря.

III. этап -  закрепительный, включает в себя период старшего дошкольного возраста (6-7 лет). На данном этапе скакалка с нами всегда и везде, как во время организованной образовательной  деятельности в спортивном зале, на воздухе на спортивной площадке, так и в свободной двигательной активности на площадках детского сада

А также в активном отдыхе детей совместно с родителями и педагогами, который проходил в сентябре 2015 года, на стадионе 8-го микрорайона. Мы все вместе бегали, прыгали через скакалку, делали гимнастику мозга и играли в любимые игры.

И никуда не деться нам без любимого спортивного снаряда на наших совместных досугах, посвященных «Дню матери России», «Дню защитника Отечества», где наши родители показывают мастер-класс в прыжках через скакалку.

Выводы: При выполнении прыжков в работу вовлекаются большое число мышечных групп, что стимулирует функционирование всех систем организма и оказывает положительное влияние на физическое развитие ребёнка. Прыжки ускоряют рост костей нижних конечностей, обеспечивают наибольшую их прочность, увеличивают амплитуду движений, что в свою очередь ведёт к совершенствованию формы суставных поверхностей. В процессе выполнения прыжков у детей развиваются скорость, сила, ловкость, координационные способности, ориентировка в пространстве, глазомер.
По результатам диагностики на данный момент (март 2016 г.) число прыгающих детей старшего дошкольного возраста через скакалку значительно увеличилось и составляет 83 %. Мы рады, что наши воспитанники не первый год уходят в школу подготовленными физически. Мы не останавливаемся на достигнутом.

 

 

Использованная литература.

  1. Е.А. Алябьева Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет. В соответствии с ФГОС ДО. ООО ТЦ «Сфера» Москва, 2014
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Соответствует ФГОС ДО. Издательство Мозаика-Синтез Москва, 2014
  3. Л.И. Пензулаева Физическая культура в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет.  Соответствует ФГОС ДО. Издательство  Мозаика-Синтез Москва, 2014
  4. Л.И. Пензулаева Физическая культура в детском саду для занятий с детьми 6-7 лет.  Соответствует ФГОС ДО. Издательство  Мозаика-Синтез Москва, 2014
  5. Е.В. Сулим. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет. ООО ТЦ «Сфера» Москва, 2014
  6. Е.В. Сулим. Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг. ООО ТЦ «Сфера», Москва, 2012

 

Спасибо за внимание!

Будьте здоровы!

Опубликовано: 07.04.2016