Использование прыжков через скакалку в организованной образовательной деятельности, направленных на гармоничное физическое развитие личности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Пахомова Евгения Геннадьевна
Организация: МБДОУ детский сад №23
Населенный пункт: Московская область, г. Одинцово
Актуальность.
Проблема использования прыжков через скакалку как средства развития прыжков у старших дошкольников достаточно актуальна и представляет научный и практический интерес. Прыжки через скакалку в отличие от других видов прыжков представляют собой циклическое движение, в котором повторяется определенный цикл, состоящий из следующих друг за другом действий ребёнка. Этот цикл повторяется неоднократно, тем самым упражнения со скакалкой способствуют развитию прыжков у детей старшего дошкольного возраста.
Проведя диагностику в нашем детском саду, на начало 2014-2015 учебного года через скакалку прыгало всего лишь 20% детей старшего дошкольного возраста.
«Если ребёнок в совершенстве владеет скакалкой и теннисным мячом, то в школе этот ребёнок будет успешен!»
(Доцент кафедры человековедения и физической культуры.
Кандидат педагогических наук В.В.Онишина)
Ещё в 2009 году, когда мой сын пошёл в школу и на уроках по физической культуре пришлось сдавать нормативы по метанию теннисных мячей на дальность и прыжки через скакалку на время, я поняла, что как инструктор по физической культуре в дошкольном учреждении, уделяю недостаточно времени и внимания этим спортивным снарядам. Побывав на семинаре В.В.Онишиной, ещё раз убедилась, что надо уделять больше внимания теннисному мячу и скакалке. Поэтому внесла коррективы в годовом плане и стала активно работать в этом направлении.
Цель: поиск эффективных средств развития прыжков у старших дошкольников.
Задачи:
определить уровень развития прыжков у детей старшего дошкольного возраста;
наметить и осуществить физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на развитие прыжков у детей старшего дошкольного возраста
Методы:
Словесный (название, объяснение)
Наглядный (правильный, безукоризненно четкий показ образца в надлежащем темпе от начала до конца)
Практический (расчлененный показ двигательного действия в медленном темпе; самостоятельное выполнение действия детьми)
Приёмы:
В период всего обучения прыжкам через скакалку применяются игровые упражнения, подвижные игры с предметами и без, игры-эстафеты и использование различных видов прыжков в самостоятельной двигательной активности.
Этапы:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап - закрепительный
I. этап – подготовительный - включает в себя весь период младшего и среднего дошкольного возраста (3-5лет), знакомство со спортивным снарядом скакалкой и игры с ней, например, игра «Лошадки», различные виды прыжков.
На данном этапе упражняем детей в различных видах прыжков, это игровые упражнения и игры с предметами и без, игры – эстафеты, атракционы. Детям очень нравится прыгать «зайчиками», скакать «лошадками», перепрыгивать через кочки, запрыгивать на возвышенность и спрыгивать «лягушатами».
Подготовила картотеку игр со скакалкой, информацию для педагогов ДОУ, консультации для родителей в папки в приёмных групп по данной теме.
II. этап - ознакомительный, включает в себя период старшего дошкольного возраста (5-6 лет). На данном этапе учимся с детьми подбирать скакалку по росту, узнаем о различных видах скакалок, разучиваем музыкально-ритмические движения со скакалкой, комплексы общеразвивающих упражнений, выполняем основные виды движений, играем в подвижные игры и в игры-эстафеты со скакалкой. На этом этапе внедрён проект «Подружись со скакалкой!» (начало проекта сентябрь 2015г.)
Немаловажное значение имеют специально подобранные упражнения для лучезапястных и локтевых суставов, так как эти суставы непосредственно принимают участие в выполнении техники вращения скакалки, а также особое внимание уделяется толчку ногами и приземлению на ногах в прыжке. Для развития движений используются предметы-заменители это ленты и верёвки.
Процесс обучения прыжкам через скакалку у девочек и мальчиков проходит по-разному. Девочки быстрее усваивают технику прыжка, чем мальчики, поэтому упражнения подбираются по гендерному принципу. В завершении любого вида деятельности со скакалкой, дети учатся складывать и завязывать скакалку, тем самым, развивают мелкую моторику и приучаются к порядку в укладке спортивного инвентаря.
III. этап - закрепительный, включает в себя период старшего дошкольного возраста (6-7 лет). На данном этапе скакалка с нами всегда и везде, как во время организованной образовательной деятельности в спортивном зале, на воздухе на спортивной площадке, так и в свободной двигательной активности на площадках детского сада
А также в активном отдыхе детей совместно с родителями и педагогами, который проходил в сентябре 2015 года, на стадионе 8-го микрорайона. Мы все вместе бегали, прыгали через скакалку, делали гимнастику мозга и играли в любимые игры.
И никуда не деться нам без любимого спортивного снаряда на наших совместных досугах, посвященных «Дню матери России», «Дню защитника Отечества», где наши родители показывают мастер-класс в прыжках через скакалку.
Выводы: При выполнении прыжков в работу вовлекаются большое число мышечных групп, что стимулирует функционирование всех систем организма и оказывает положительное влияние на физическое развитие ребёнка. Прыжки ускоряют рост костей нижних конечностей, обеспечивают наибольшую их прочность, увеличивают амплитуду движений, что в свою очередь ведёт к совершенствованию формы суставных поверхностей. В процессе выполнения прыжков у детей развиваются скорость, сила, ловкость, координационные способности, ориентировка в пространстве, глазомер.
По результатам диагностики на данный момент (март 2016 г.) число прыгающих детей старшего дошкольного возраста через скакалку значительно увеличилось и составляет 83 %. Мы рады, что наши воспитанники не первый год уходят в школу подготовленными физически. Мы не останавливаемся на достигнутом.
Использованная литература.
- Е.А. Алябьева Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет. В соответствии с ФГОС ДО. ООО ТЦ «Сфера» Москва, 2014
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Соответствует ФГОС ДО. Издательство Мозаика-Синтез Москва, 2014
- Л.И. Пензулаева Физическая культура в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет. Соответствует ФГОС ДО. Издательство Мозаика-Синтез Москва, 2014
- Л.И. Пензулаева Физическая культура в детском саду для занятий с детьми 6-7 лет. Соответствует ФГОС ДО. Издательство Мозаика-Синтез Москва, 2014
- Е.В. Сулим. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет. ООО ТЦ «Сфера» Москва, 2014
- Е.В. Сулим. Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг. ООО ТЦ «Сфера», Москва, 2012
Спасибо за внимание!
Будьте здоровы!