Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста посредствам регионального компонента

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Ного Ирина Владимировна

Организация: МБДОУ «Детский сад №4 «Снегурочка»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Салехард

Выбор моей темы был не случайным, в связи с введением ФГОС ДО основанных на целевых ориентирах которые подразумевают развитие детских способностей, познавательной активности, на развитие умение планировать и организовывать свою деятельность, придумывать объяснения явлениям природы, интерес к причинно-следственным связям. А применение системно - деятельностного подхода обеспечивает возможность выбора и поиска проблемы, выявление поисковых путей самим ребёнком.      

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь.

Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих ученых-естествоиспытателей (К. А.Тимирязева, И. В. Мичурина) писателей, художников и композиторов (А. С.Пушкина, М. Пришвина, И. Левитана, П. Чайковского и т. д.).

Будущее нашего общества во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание наших детей. От этих основ будет зависеть все духовное и материальное благосостояние не только нашего общества, но и мира в целом.

Итак,  начальное звено в системе непрерывного экологического образования – дошкольное детство. А главная цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать элементарные экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу своего края, бережно распоряжаться её богатствами.

В настоящее время важную роль в дошкольном образовании имеет региональный компонент, дающий представления об экологии, истории своей местности.  У ребенка должны сложиться представления о городе, как о большом доме, где живет много людей, как все жители города должны заботиться о чистоте, красоте и порядке в своем общем доме.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Наш современник академик Д.С. Лихачёв отмечал:- «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Таким образом, актуальность проблемы формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста по средствам регионального компонента  очевидна.  Она обусловлена тем, что  чем полнее, глубже, содержательнее будут знания о природе, о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

В «Программе воспитания в детском саду» воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.

В методическом кабинете имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания, а так же имеются игры с учётом регионального компонента. В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдения и труда в природе.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я  знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья). Для таких игр на участке имеются песочницы, совочки, формочки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используем разнообразные игровые упражнения «найди по описанию», «узнай и назови», «загадки о животных» использую загадки о животных и растениях нашего края. Дети  любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Разноцветные ленточки», «Вертушки». Через игры дети могут определить силу и направление ветра.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я провожу с детьми опыты. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (свойства снега, воды, растений, об их изменениях  и т.д.), таким образом, опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Как правило опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младших и средних группах используются отдельные поисковые действия.

Таким образом, исходя из вышесказанного, следуют,  три важные задачи моей работы:

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

3) формирование у дошкольников знаний о родном края, его обитателях обычаях и традиций коренных народов Ямала.

В заключении хочу отметить, что вопросами экологического воспитания и воспитания дошкольников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по - разному. Это происходит от того что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Формирование экологического сознания – важная задача педагогики. И делать это надо  доходчиво и ненавязчиво. И в этом помогают занятия в игровой форме. Так как занятия в игровой форме особенно важны для формирования экологических представлений у дошкольников.

 

 

 

Библиографический список

  1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду.
  2. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателей детского сада  сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусин  М:Просвящение, 1983.
  3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.:
  4. Просвещение, 1973
  5. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л. А. Занятия по экологическому воспитанию дошкольников. – М., «Вако», 2007.
  6. «Дошкольное воспитание» 1983 №7
  7. «Энциклопедия для детей», изд. «Аванта+», Москва, 1993г.
  8. Жуковская Р.Н. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада Под ред. С.А.Козловой. М:Просвящение, 1985.
  9. Иванова   А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. Сфера, 2010
  10. Калегина Н.Г.Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников -Казань ,1994
  11. Кондратьева Н.Н. Экологическое воспитание дошкольников-М.: Сфера, 2009
  12. Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание Дошкольное воспитание, №12, 1994.
  13. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М: Новая школа, 1996.
  14. Эстетическое воспитание в детском саду. М:1985.                
Опубликовано: 17.04.2016