Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника в условиях ДОУ

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Кудинова Наталья Геннадьевна

Организация: МБДОУ детский сад «Колокольчик»

Населенный пункт: Липецкая область, с. Тербуны

Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации.

В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуальных траекторий развития. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:

  • интеллектуального;
  • эмоционально-волевого;
  •  деятельностного;
  • нравственно-духовного.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) - это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

ЗАДАЧИ  СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:

  1. создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  2. организовать единую систему работы;
  3. совершенствовать стиль общения педагога с ребенком;
  4. создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  5. формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

Необходимость построения индивидуальных образовательных программ обусловлена следующими факторами:

  • растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе;
  • часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье;
  • появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и пр.;
  • расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

 

РАЗРАБОТКА ИОМ

ИОМ разрабатывается на всех детей, а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием.

ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике. 

При разработке индивидуального маршрута выделяются следующие принципы:

  • принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
  • принцип соблюдения интересов ребенка;
  • принцип опоры на детскую субкультуру. Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира), сообразно своему возрасту.
  • принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма.

Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.

 

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления: (ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ ПО РАЗДЕЛАМ)

  • организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
  • развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
  • формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
  • развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
  • формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
  • формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

ПЕРЕХОДИМ НЕПОСРЕДСТВЕННО К ПРОЕКТИРОВАНИЮ (ИОМ)

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИОМ:

1. Этап наблюдения и начальной диагностики.

Цель:

  • Выявление дошкольников, испытывающих трудности: в разных видах деятельности.
  • Определение причин трудностей ребенка.

2.Этап конструирования образовательного маршрута.

Цель:    

  • построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
  • определение цели, методов педагогической поддержки, содержания работы.

3. Этап реализации.

Через специально организованную деятельность (подгрупповые, фронтальные, индивидуальные занятия), организацию совместная деятельность педагога с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности,

4. Этап итоговой диагностики.

Проводится завершающая диагностика.

Цель:    

выявить результаты действия маршрута.

 

ВСЕ ЭТАПЫПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, ОТРАЖАЮТСЯ В «ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА».

Наблюдение по выявлению трудностей у группы детей, которое подразделяется на виды деятельности. Считаем целесообразным, что данный раздел Программы должен быть посвящен системе наблюдений педагога за деятельностью детей в процессе освоения Программы с целью определения, отвечают ли созданные условия потребностям детей и своевременного внесения изменений в содержание обучения, форм и методов, так, чтобы образовательная технология наилучшим способом подходила детям группы. Результаты наблюдения за детьми в группе представлены в таблице №1.

 

Таблица №1.

 

Деятельность детей

ФИ

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Восприятие  художественной литературы

Трудовая

конструирование

Изобразительная

музыкальная

Артемьев Артем

 

+

 

 

 

 

+

   

Рюрикова Руслана

 +

 +

 

+

+

     

+

 

Заполнение таблицы позволяет педагогу получить информацию о том, какую деятельность и как часто выбирает конкретный ребенок и какие виды деятельности и центры активности группы наиболее привлекательны для детей, чем увлечены большинство детей группы. Кроме того, полученная информация о наиболее востребованных видах деятельности в центрах активности дает повод для дальнейших педагогических действий. Например, продуктивную деятельность детей можно наполнить такими материалами и действиями, которые будут стимулировать развитие детей в иных направлениях:

  • ознакомление с окружающим миром (через подбор иллюстраций для рассматривания, копирование картинок для раскрашивания и штрихования, внесение новых изобразительных материалов, требующих от детей экспериментирования с ними и пр.);
  • развитие речи (через использование рисунков детей для создания авторских книжек-малышек, каталогов и пр.);
  • развитие игровых умений (через создание атрибутов для игр).

Просматривая записи своих наблюдений, воспитатели выделяют образовательные области, в которых достижения ребенка наиболее ощутимы (сильные стороны) и те стороны, которые вызывают озабоченность или особый интерес. На основе выделенных сильных или проблемных сторон в развитии формулируют индивидуальные цели. Поставленные цели всегда могут быть достигнуты путем реорганизации окружающей среды и создания новых возможностей обучения.

 

Карта  развития  – удобный  компактный  инструмент,  который  позволяет  педагогу  оперативно  фиксировать результаты  наблюдений  за  детьми  в  процессе  образовательной  деятельности, интерпретировать  данные  и использовать  результаты  анализа  данных  при  проектировании образовательного  процесса.   Использование  карт  развития  позволяет  отметить  динамику  в развитии  отдельных  детей  и  сопоставить  результаты  каждого ребенка  с  продвижением группы в целом.

 

1. АНАМНЕЗ - сбор общих сведений о ребенке, подробно ознакомиться с этой информацией и структурой на памятках.

Работа по индивидуальному маршруту, структура которого представлена перед Вам  в памятках и на слайде в таблице №2.

 

Таблица №2.

ФИ

Начальная диагностика

Целевой раздел

Содержательный раздел

Используемые педагогические технологии и методики

Ожидаемые результаты в соответствии с целевыми ориентирами

Примерные сроки достижения результатов

Формы взаимодействия с родителями

Петров Иван

Слабо развита крупная моторика (способность владеть своим телом в пространстве)

1. Развивать двигательную активность

2. Совершенствовать координацию движений

3. Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Игры с бегом , подлезанием, перелезанием.

2. Игры с мячом.

Технологии Л.Д. Глазыриной,

М.Д. Миханевой

1. Ребенок подвижен.

2.Улучшение координации движений в ходьбе и беге в играх с мячом.

3. Выполнять упражнение на равновесие.

4. Владеет основными движениями

От 1 до 3 месяцев.

  1. Консультации
  2. Памятки
  3. Рекомендации инструктора
  4. Наблюдение за ребенком во время двигательной образовательной деятельности.

ВЫВОДЫ__________________________________________________________________

 

РЕКОМЕНДАЦИИ__________________________________________________________

 

ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

1. Беседа и анкетирование родителей

Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.

2. Диагностика развития ребенка:

Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада.
Каждый специалист обращает внимание на свою область. Психолог – уровень психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.

3. Наблюдение за поведением в группе:

На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.
 

Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты - наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.

Для  заполнения  карты  воспитателю  нет  необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует  сложившийся  определенный  образ  ребенка,  те  сведения,  которые  накопились  за определенное время наблюдений.

 

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРУДНОСТЯМИ, ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕТЕЙ.

  • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами;
  • Приемы арт – терапии;
  • Игры, упражнения и тренинги;
  • Релаксационные психогимнастические упражнения.
  • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов.

 

КОНТРОЛЬНАЯ ЧАСТЬ СТРУКТУРЫ ИОМ

Итоговая диагностика.

Проводится завершающая диагностика.

Цель: выявить результаты действия маршрута.

Отчетность (по истечении срока планирования инд. работы).

Выводы и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка.

  • Корректировка ИОМ
  • Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.

 

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, требуется ли согласие на педагогическое обследование ребенка?

В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ОНО ТРЕБУЕТСЯ, НЕОБХОДИМО СТАВИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ИЗВЕСТНОСТЬ о проведении в ДОУ индивидуальной работы, коррекции,  а форма этого согласия на Ваше усмотрение. Я  разработала свой бланк согласия педагогического обследования, который представлен на экране.

Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для ребенка позволит обеспечить  его личностное развитие, легкое  усвоение программного материала и способствовать   успешной социализации в детском коллективе.

Опубликовано: 18.04.2016