Инновационные технологии развивающей работы с дошкольниками

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Боталова Лидия Ильинична

Организация: МБДОУ ЦРР - д/с «Соловушка»

Населенный пункт: Тюменская область, г.п. Белый Яр, Сургутский район, ХМАО- Югра

«Край родной навек любимый...»

«Край родной навек любимый...» гласит фраза из известной песни. Сегодня эти слова, как никогда, должны звучать актуально. В суете и решении материальных проблем мы забываем о своих корнях, истоках. Понятию «Родина» современные дети не придают сейчас большого значения. Они забывают о самом важном: где родились, о красоте и традициях своего народа, края... А ведь человек, не знающий своего прошлого, не сумеет построить будущего. Нечего им будет передать своим будущим детям, не научат они их беречь свою родную землю, ценить ее и любить. Поэтому, на сегодняшний день воспитание любви у детей к родному краю - первостепенная задача педагогов и родителей.

Любить свою Родину - значит знать ее, чувствовать, понимать. В нашем детском саду разработана система занятий по ознакомлению с окружающим миром, направленных на познание детьми природы родного края, культуры и традиций своего народа.

Ребята с интересом знакомятся с животным и растительным миром Югорской земли. Поэтому мы не ограничиваемся лишь простыми занятиями, а планируем цикл разнообразных экскурсий: в лес, в сквер, обзорную прогулку по городу, посещение краеведческого музея, библиотеки и станции юных натуралистов. В нашем поселке есть парк, где можно наблюдать за различными живыми объектами окружающей среды. Дети во время экскурсии знакомятся с деревьями и кустарниками нашего края. В парке мы с детьми сравниваем лиственные и хвойные деревья. Во время экскурсии у детей прививаются правила поведения в природе, навыки природоохранной деятельности. Желательно посещать парк осенью и весной. Для того чтобы дети могли наблюдать одни и те же объекты в разные сезоны и видеть изменения в живой и неживой природе. Полученные знания оформляются в виде тематических альбомов: «Наш поселок», «Жалобная книга природы», «Растения нашего края», «Животный мир». В «зимнем саду» созданы условия для некоторых представителей растительного и животного мира, они всегда окружены заботой и вниманием малышей. Какую огромную радость от близости и общения испытывают дети при встрече с ними. Маленькие следопыты в мини-лаборатории «Почемучка» учатся проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы, делают выводы, анализ, отображают свои наблюдения в рисунках. Большой интерес к поиску и активность у детей вызвали опыты: «Воздух - невидимка», «Пузырьки - спасатели», «Вершки- корешки», «Зачем одуванчику «парашютики»», «Друзья - враги», «Шарики - капельки», «Живая змейка».

Тематические вечера, встречи с родителями и детьми в клубе «Загадки нашего края», создают атмосферу радостного и эмоционального настроения, сотрудничества и сотворчества. Педагог, дети и родители разрабатывают проект, через который познают свои истоки, культурное наследие разных народов, населяющих Югорскую землю. В детском саду традиционны праздники «День земли», «День воды», «Добрая картошка», «Праздник урожая». В преддверии праздника обязательно проводится выставка экспонатов, рисунков, плакатов, коллажей. Родители и дети являются постоянными читателями детской экологической газеты «Ходит солнышко по кругу», материал которой представлен в красочном оформлении, с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок. Инициаторами природоохранных акций «Зеленая елочка», «Берегите воду», «Самый чистый двор» являются юные воспитанники детского сада, постоянно напоминающие людям о бережном отношении к окружающей среде.

Узнать о людях Югорского края, его традициях быте и культуре помогает воспитанникам мини-музей «Югра - наша малая родина!». Весь материал для музея по крупицам собран детьми, родителями и сотрудниками детского сада. В нем имеются сувениры, предметы быта народов ханты и манси, фотографии, книги. Нам очень хочется, чтобы наши ребятишки любили свой край, берегли его. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научиться быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как частицу единой экологической системы, во многом зависит от нас взрослых.

 

                                           Литература

 

  1. Волина В.В. «В гостях у природы». С-Петербург 97г.
  2. Гончарова Е.В., Гаврилова О.Н. «Экология для малышей»
  3. Гризлик Т.И. «Познаю мир». М - 2000г.
  4. Кречмар, В.А.Забродин «Животный мир севера России». М-87г.
  5. Ладин А. «Природа вокруг тебя». №4 и №5. Волгоград 1994г.
  6. Смирнов В.Ф. «Путешествие в страну тайн». М-93г.

 

 

Приложение

 

Конспект игры «Что? Где? Когда?» для детей и родителей

 

Цель: закрепить знания детей  и  родителей о животном и растительном мире нашего родного края; знать и называть страну, в которой мы живем, округ, посёлок, район. Развивать   память,    быстроту   реакции,    сообразительность, находчивость, логическое мышление.

Создавать радостное эмоциональное настроение, учить сопереживать, радоваться вместе с товарищами и родителями.

Воспитывать чувство товарищества, уважение к традициям коренных жителей края, интерес и любовь к своему краю.

Предварительная   работа:   экскурсия   в   этнографический   центр   «Старый Сургут»; занятия, беседы о родном крае; экскурсия на станцию юных натуралистов.

Материал: конверты с вопросами, скрипичный ключ, разрезные картинки с животным, чёрный ящик, рамка с фотографией, медали, барабан, музыкальный инструмент, телевизор, видеокассета, магнитофон.

Ход игры Дети и родители под музыку «Что? Где? Когда?» заходят в зал.

Добрый вечер уважаемые гости и участники игры «Что? Где? Когда?». Сегодня команда знатоков играет против команды земляков, приславшей вопросы.

Приглашаю участников команды за игровой стол. Встречайте семьи: перечисляются фамилии семей участников.

Уважаемые участники выберите, пожалуйста, капитана команды. Знакомство с правилами игры:

1. Наш барабан разделён на 8 секторов, каждый сектор определённого цвета. Каждому сектору соответствует конверт с вопросом, такого же цвета, как и сектор. Участники команды по очереди будут вращать барабан для того, чтобы выбрать задание. За правильный ответ команда знатоков или команда земляков получает балл.

2.   В обсуждении ответа участвует вся команда, а отвечать будет, только одна семья, которую назначит капитан. Судить игру будут гости. Если правильно ответят участники - гости хлопают в ладоши, а если земляки - топают ногами.

Педагог. Прежде, чем мы начнем нашу игру «Что? Где? Когда?» я хочу провести с вами разминку.

И так, как называется наша огромная прекрасная страна? -Кто из вас знает, как правильно называется наш округ?

  • В каком районе находится наш посёлок?
  • А в каком посёлке мы с вами живём?
  • Чем богат наш край родной?

Вижу, что наши участники готовы к игре, я объявляю первый раунд. Капитан, кто из участников будет вращать барабан?

1. Первый вопрос нам задаёт глава администрации посёлка Белый Яр Татьяна Николаевна Мазалова. Выносится фотография одной из улиц посёлка. Вопрос: назовите улицу, и какие общественные здания там находятся. (Улица лесная: библиотека, Спортивный комплекс «Витязь», поликлиника, детский сад «Соловушка», аптека, поселковая администрация)

2. Мы получили письмо с обратным адресом, Сургутский район, река Обь от самой распространенной рыбы обитающей в наших водоёмах - щуки. Щука отправила нам видеовопрос. Угадайте, чьи это голоса? (Включается видео кассета с голосами животных. Экран телевизора закрыт. После того, как, участники назовут животных, открывается экран для просмотра.)

3. К нам поступил вопрос от Северного оленя, живущего на угодьях нашего округа. Северный олень хочет знать: - Кто является коренными жителями Югры и каким промыслом они занимаются?

4. В наших лесах очень много белок, они любят наш край и хотят, чтобы вы узнали о нем как можно больше. «Угадайте, какое животное изображено на табло». (На табло - клетки от 1 до 6, под которыми скрыто изображение животного). Вы должны открыть не более 3 клеток, если откроете больше, то балл получат соперники.

Музыкальная пауза. Дети поют песню «Край родной».

5. Наш край славится нефтью и Нефтяная королева хочет знать: - Какие хвойные и лиственные деревья растут в наших лесах?

6. К нам пришло письмо с буровой Сургутского района от Буровичка Югорки, он хочет знать: - Почему некоторые птицы осенью улетают в тёплые края, назовите их?

7. Это письмо мы получили от самого величавого и мудрого дерева сибирского кедра. Кедр хочет знать, о каких ягодах идёт речь. В одной сказке злая мачеха посылает девочку зимой в лес за свежими ягодами. А ведь достать зимой из-под снега свежие ягоды можно не только в сказке, но и на самом деле. Что это за ягода? (Клюква) А что вы знаете о кедре?

8. Чёрный ящик.

В ящике находится клубень однолетнего травянистого, кустистого растения. Его родина - Южная Америка. Это ценное пищевое растение. Продукт, получаемый из плодов этого растения, назначают в медицине как противовоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. (Картофель)

Вот и закончилась наша встреча. Я думаю, что вы узнали много нового о природе, о богатствах края, о коренных жителях. Сегодня в нашей игре победили знатоки. Всем вам дорогие участники я вручаю медали «Самый умный». Я очень надеюсь, что эти медали станут первой ступенькой к вашим будущим победам. Я благодарю всех родителей за участие - это и ваша победа.

 

                                  Литература

 

  1. Волина В.В. «В гостях у природы». Сю-Петербург 97г.
  2. Гончарова Е.В., Гаврилова О.Н. «Экология для малышей»
  3. Гризлик Т.И. «Познаю мир». М - 2000г.
  4. Кречмар, В.А.Забродин «Животный мир севера России». М-87г.
  5. Ладин А. «Природа вокруг тебя». №4 и №5. Волгоград 1994г.
  6. Морис Рик  «Тайны живой природы». РОСМЭН М-96г.
  7. Смирнов В.Ф. «Путешествие в страну тайн». М-93г.
  8. Смирнов В.Ф. «Путешествие в страну тайн». М-93г.
  9. Снегирев Г. «Как животных цвет защищает». М-83г.
Опубликовано: 23.04.2016