Развитие коммуникативных и речевых навыков через театрализованную деятельность как средство социализации дошкольников
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Горбенок Ольга Александровна
Организация: «МБДОУ детский сад № 34 г.Владивосток»
Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток
Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности.
Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях; зародит стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Мною ведется большая работа в группе, организуются игры – инсценировки по знакомым сказкам, игры в кукольный театр, игры – спектакли и т.д.
Все театрализованные игры и в особенности, игры – представления (спектакли) позволяют успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи нашего сада: развивать художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка потребность обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественного – речевого, музыкального – игрового, танцевального, сценического).
В нашем детском саду театрализованная игровая деятельность детей принимает две формы:
- Когда действующими лицами является определенные предметы рукотворного мира: игрушки, куклы, фигурки (настольный театр: плоскостные и объемные фигурки персонажей; фланелеграф; теневой театр; театр петрушек; бибабо; театр марионеток).
- Когда дети сами в образе действующего лица в соответствующем костюме (или с использованием элементов костюмов) исполняют взятую на себя роль.
Ежемесячно в нашем саду театральные группы дают разнообразные представления, тематические праздники, развлечения.
Уже в младшей группе мы начали формировать интерес к театрализованным играм. Дети с большим удовольствием смотрели небольшие кукольные спектакли, которые показывали сами педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
Мы поощряли желание детей включиться в спектакль, в процесс игрового общения с театральными куклами.
Разыгрывали совместные импровизации типа "Знакомство", "Оказание помощи", "Разговор животного со своим детенышем" и др. У детей развилось желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы ( "В лесу", "Веселые обезьянки", "Котята играют" и т.п.).
Игры-импровизации помогли нам в решении задач по развитию речи и коммуникативных навыков у детей. Ведь импровизация предполагает сценическую игру, неподготовленную на репетициях, дети представляли себя в роли того или иного сказочного героя и передавали его настроение, так как понимают сами.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры "для себя" к игре, ориентированной на зрителя. Мы всячески поддерживали интерес детей к театрализованной игре, как средству самовыражения.
Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоили малыши, полезны и были интересны детям в средней группе. Мы усложнили тексты. Дети активно и с удовольствием участвовали в театрализованных играх по сказкам: "Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка".
В возрасте 4 - 5 лет дети освоили разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Пальчиковый театр дети стали все чаще использовать в самостоятельной деятельности.
Мы старались донести до детей, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Поощряли желание придумать свои способы игры.
Основным направлением развития театрализованной игры стало для нас - постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре подразумевающей свободное построение сюжета. От игры, в которой центром является "артист", к игре, в которой представлен комплекс позиций "артист", "режиссер", "сценарист", "оформитель", "костюмер".
Новым аспектом совместной деятельности стало приобщение детей к театральной культуре, знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный) кукольный, театр зверей, клоунада и др.
В старшей группе наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием, детям стали доступны самостоятельные постановки спектаклей.
Для старших дошкольников характерны игры "с продолжением". Они освоили новую для себя игру "В театр", где мы сочетали ролевую и театрализованную игру, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
А изготовление элементов костюмов, масок, декораций помогло детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Мы выбирали не сложные атрибуты, дети и родителями с большим азартом изготавливали их сами.
Занятия по развитию техники речи с детьми, дали возможность разработать речевой аппарат и приобрести навыки правильного речевого дыхания. В работе я использовала:
- упражнения для тренировки голоса и дыхания;
- артикуляционная гимнастика;
- упражнения для развития мышц губ и языка;
- упражнения для развития мелкой моторики рук.
- этюды на общение (развитие коммуникативных способностей);
- игры на развитие внимания, творческого воображения;
- выразительное чтение стихов.
В результате систематической работы по театрализованной деятельности, детьми достигнуты значительные успехи в развитии коммуникативных и речевых навыков посредством театральных постановок сказок «Муха-цокотуха», «Бременские музыканты», «Теремок».
Театрализованная деятельность позволила нам раскрыть творческие способности детей, которые ярко прослеживаются во время выступлений на праздниках, таких, как «Дед Мороз в подводном царстве», «Магазин для мам», «Цирк, цирк, цирк», «Святочные колядки» и т.д. в детском саду, районных мероприятиях, на сценах города («Весенняя капель»).
Систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности, проведенная нами, способствовала улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы решает следующие задачи:
Воспитательные
- Создает условия для проявления ребенком своих эмоций, чувств, желаний и взглядов;
- Воспитывает привычки к выразительной публичной речи;
Приобщает детей к театральной культуре.
Образовательные
- Углубляет и формирует базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания (монологическая и диалогическая речь);
- Повышает темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность;
- Обогащает, расширяет, активизирует словарный запас детей;
Развивающие
- Развивает навыки коммуникации;
- Развивает творческие способности детей.
Помогает детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, а приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи.