Развитие коммуникативных и речевых навыков через театрализованную деятельность как средство социализации дошкольников

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Горбенок Ольга Александровна

Организация: «МБДОУ детский сад № 34 г.Владивосток»

Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток

Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности.

Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к  сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. 

Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях; зародит стремление в нем  самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Мною ведется большая работа в группе, организуются игры – инсценировки по знакомым сказкам, игры в кукольный театр, игры – спектакли и т.д.

Все театрализованные  игры и в особенности, игры – представления (спектакли) позволяют успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи нашего сада: развивать художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка потребность обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театрализованные игры   способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественного – речевого, музыкального – игрового, танцевального, сценического).

В нашем детском саду театрализованная игровая деятельность детей принимает две формы:

  1. Когда действующими лицами является определенные предметы рукотворного мира: игрушки, куклы, фигурки (настольный театр: плоскостные и объемные фигурки персонажей; фланелеграф; теневой театр; театр петрушек; бибабо; театр марионеток).
  2. Когда дети сами в образе действующего лица в соответствующем костюме (или с использованием элементов костюмов) исполняют взятую на себя роль.

Ежемесячно в нашем саду театральные группы дают разнообразные представления, тематические праздники, развлечения.

Уже в младшей группе  мы начали  формировать интерес к театрализованным играм.  Дети с большим удовольствием смотрели  небольшие кукольные спектакли, которые показывали  сами педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

Мы поощряли желание детей  включиться в спектакль, в процесс игрового общения с театральными куклами.

Разыгрывали  совместные  импровизации типа "Знакомство", "Оказание помощи", "Разговор животного со своим детенышем" и др. У детей развилось желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы ( "В лесу", "Веселые обезьянки", "Котята играют"  и т.п.).

Игры-импровизации  помогли нам  в решении задач по развитию речи и коммуникативных навыков у детей. Ведь импровизация предполагает сценическую игру, неподготовленную на репетициях, дети представляли себя в роли того или иного сказочного героя и передавали его настроение, так как понимают сами.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры "для себя" к игре, ориентированной на зрителя. Мы всячески  поддерживали  интерес детей  к театрализованной игре,  как средству самовыражения.

Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоили малыши, полезны и были  интересны детям в средней группе.  Мы усложнили тексты. Дети активно и с удовольствием участвовали в   театрализованных играх по сказкам: "Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка".

В возрасте 4 - 5 лет дети освоили разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Пальчиковый театр дети  стали все чаще  использовать  в самостоятельной деятельности.

Мы старались донести до детей, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному.  Поощряли желание придумать свои способы игры.

Основным направлением  развития театрализованной игры стало для нас -  постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре подразумевающей свободное построение  сюжета. От игры, в которой центром является "артист", к игре, в которой представлен комплекс позиций "артист", "режиссер", "сценарист", "оформитель", "костюмер".

Новым аспектом совместной деятельности  стало приобщение детей к театральной культуре,  знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный) кукольный, театр зверей, клоунада и др.

В старшей группе наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием,  детям стали доступны самостоятельные постановки спектаклей.

Для старших дошкольников характерны игры "с продолжением". Они освоили  новую для себя игру "В театр", где мы сочетали ролевую и театрализованную игру, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

А изготовление элементов костюмов, масок, декораций помогло детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер.  Мы выбирали не сложные атрибуты, дети и родителями с большим азартом изготавливали их  сами.

Занятия по развитию техники речи с детьми, дали возможность разработать речевой аппарат и приобрести навыки правильного речевого дыхания. В работе я использовала:
- упражнения для тренировки голоса и дыхания;
- артикуляционная гимнастика;
- упражнения для развития мышц губ и языка;
- упражнения для развития мелкой моторики рук.
- этюды на общение (развитие коммуникативных способностей);
- игры на развитие внимания, творческого воображения;
- выразительное чтение стихов.

В результате систематической работы по театрализованной деятельности, детьми достигнуты значительные успехи в развитии коммуникативных и речевых навыков посредством театральных постановок сказок «Муха-цокотуха», «Бременские музыканты», «Теремок».

 Театрализованная деятельность позволила  нам раскрыть творческие способности детей, которые ярко прослеживаются во время выступлений на праздниках, таких, как «Дед Мороз в подводном царстве», «Магазин для мам», «Цирк, цирк, цирк», «Святочные колядки» и т.д. в детском саду, районных мероприятиях, на сценах города («Весенняя капель»).

Систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности,  проведенная нами,  способствовала улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы решает  следующие задачи:

Воспитательные

  • Создает условия для проявления ребенком своих эмоций, чувств, желаний и взглядов;
  • Воспитывает привычки к выразительной публичной речи;

Приобщает детей к театральной культуре.

Образовательные

  • Углубляет и формирует базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания (монологическая и диалогическая речь);
  • Повышает темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность;
  • Обогащает, расширяет, активизирует словарный запас детей;

Развивающие

  • Развивает навыки коммуникации;
  • Развивает  творческие  способности детей.

Помогает детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, а приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи.

Опубликовано: 30.04.2016