Опыт работы инструктора по физической культуре (плавание) на тему: «Преодоление первоначального страха к воде у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования!»

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Овченкова Ольга Ивановна

Организация: МБДОУ детский сад №23

Населенный пункт: Московская область, г. Одинцово

Слайд 1

Опыт работы инструктора по физической культуре (плавание) на тему:

 «Преодоление первоначального страха к воде у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования!»

 

Слайд 2

В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших  задач дошкольного образования является  создание максимально благоприятных условий для охраны и укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка. Занятия плаванием в бассейне -  одно из эффективных средств решения данной задачи.

Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело ребенка при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает на организм ребенка прекрасное оздоровительное действие.

 

Слайд 3

Цель занятий по плаванию - создание необходимых условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей посредством формирования и развития двигательных умений и навыков в воде.

 Слайд 4

Основными задачами занятий по плаванию является:

  • содействие укреплению здоровья, разностороннее и оптимальное развитие физических способностей детей;
  • предупреждение, устранение функциональных отклонений в от­дельных органах и системах организма.
  • Развитие привычки повседнев­но заботиться о своем здоровье,     закаливание организма.

Остановимся подробнее на начальном этапе обучения плаванию малышей - преодолении  чувства страха и боязни воды.

 

 

Слайд 5

 

Занятия в бассейне в нашем детском саду проводятся, начиная со второй младшей группы (3 года).
Обучение плаванию состоит из трех этапов:

  • привыкание к воде;
  • освоение воды;
  • овладение плавательными движениями.

Занятия в бассейне включают в себя большую подготовительную работу, которая помогает детям справиться со страхом воды, с неуверенностью в собственных силах, познакомиться со свойствами воды, научиться держаться на воде и, как результат, овладеть навыками плавания облегченными способами. Детям нужно время привыкнуть к воде и научиться не бояться ее, правильно дышать в водной среде. На этом основаны дыхательные упражнения, которые проходят "на суше" и только потом в воде. Малыш учится делать вдох через рот, а выдох через нос и рот. В этом им помогают различные игровые упражнения - например, сдувание бумажных снежинок, пушинок с ладони. С каждым занятием детям предлагаются большие предметы, которые необходимо с помощью дыхания сдвинуть с места: воздушные шарики, теннисные шары и другие. Главная задача этих тренировочных упражнений, чтобы в бассейне ребенок не наглотался воды, не испугался. Сначала  занятия проходят на суше – так называемое «сухое плавание», и только потом занятия проходят в воде.

 

Слайд 6

Первое занятие проходит в форме экскурсии по бассейну, в ходе которой я знакомлю с правилами поведения в бассейне (показываю детям, где и как нужно раздеться и переодеться, надеть купальную шапочку, как мыться под душем, ходить по обходной дорожке).

Первый выход в бассейн – событие в жизни дошкольника.

Большое светлое помещение, сверкающее голубизной зеркало воды, плеск, брызги буквально ошеломляют малышей. От инструктора по плаванию  зависит, чтобы эти впечатления были положительно окрашены.

 

Слайд 7

Основная трудность входа в бассейн – спуск по лестнице.

Шаги по ступенькам – сложные движения для малышей. На первых занятиях я помогаю детям, слежу за тем, чтобы ребенок не оступился, не подскользнулся, предупреждаю его неожиданное падение в воду.

Слайд 8

Нельзя принуждать детей.

Они любят воду, с удовольствием в ней плещутся. Но при этом следует помнить, что большинству малышей присуще чувство водобоязни, преодолевать которое нужно постепенно, без насилия и принуждения. Того, кто входит в воду нехотя, нерешительно, можно брать на руки и водить его ладонью по поверхности воды, приговаривая: «Какая водичка гладкая, теплая, нежная, добрая!».

Затем ребенка следует поставить в воду лицом к себе, взять за обе руки и, незаметно отступать, звать за собой. Когда дети привыкнут к воде и начнут передвигаться в ней самостоятельно, они обходят бассейн, держась рукой за поручень или мою руку. Не рекомендуется пользоваться всевозможными устрашающими формулировками. Даже в успокаивающих выражениях следует избегать слов типа «Не бойся», «Это не страшно». Всегда можно подобрать выражения, в которых полностью отсутствует угроза опасности: «Смелее», «Делай, как все», «Молодец» и т.п.

 

Слайд 9

Все задания и упражнения, выполняемые малышами, как на суше, так и в воде нужно превратить в игру. Именно игра является ведущим видом деятельности ребенка.

 

Слайд 10

Хорошим средством устранения водобоязни является такое упражнение, как «Фонтанчик». Дети, сидя на бортике, опускают ноги в воду и по команде инструктора начинают энергичные движения ногами так, чтобы появлялись брызги. Данное упражнение доставляет детям огромное удовольствие. Так же в своей работе, для первоначального привыкания детей к воде,  я использую различные умывания и обливание детей из леечки.

 

Слайд 11

Когда дети преодолевают первоначальный страх к воде, я предлагаю им для выполнения более сложные упражнения, которые помогают закрепить усвоенные навыки и перейти к освоению умения держаться на поверхности воды с вспомогательными предметами и овладению правильным дыханием.

Большое значение при организации занятий имеет подготовка материала и оборудование среды. На занятиях для малышей я применяю удобные шапочки, плавательные очки, различные игрушки (плавающие и тонущие), которые помогают войти в образ и обеспечивают эмоциональный подъем, способствуя преодолению боязни воды. Использую игры и упражнения разного содержания с разными заданиями: игры и упражнения на сопротивление воды, на погружение с головой, на выработку правильного дыхания, на развитие умения скольжения по воде, игры на открывание глаз в воде, с прыжками, мячом.

 

Слайд 12

Хочется еще раз подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формирование у малыша только положительных эмоций и чувств – радости, удовольствия, также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде. Это повысит эффективность занятий по плаванию, способствующих укреплению и оздоровлению организма детей.

 

Слайд 13

 

Использованная литература

  1. Большакова, И.А. Маленький дельфин [Текст]: пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / И.А.Большакова. - М.: Аркти, 2005. – 24 с.
  2. Булгакова, И.Ж. Познакомьтесь – плавание [Текст] / И.Ж.Булгакова. - М.: аст астрель, 2002. – 160 с.
  3. Егоров, Б.Б., Ведерникова, О.Б., Яковлева, А.В. и др. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна [Текст]: методическое пособие / под ред. Б.Б.Егорова. - М.: Гном и Д, 2004. – 160 с.
  4. Протченко, Т.А., Семенов, Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников [Текст]: методическое пособие / Т.А.Протченко, Ю.А.Семенов. – М.: Айрис дидактика, 2003. – 80 с.
  5. Соколова, Н.Г. Плавание и здоровье малыша [Текст] / Н.Г.Соколова, - Р-н-Д.: Феникс, 2007. – 157с.

 

Слайд 14

«Спасибо за внимание»

 

Опубликовано: 11.05.2016