Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Романова Светлана Анатольевна

Организация: ГДОУ №63 Красносельского района

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Санкт-Петербург

Представляю вам сегодня выступление на тему: «создание Развивающей предметно-пространственной  среды в  соответствии  с  приказом  Министерства образования  и  науки  Российской  Федерации  (Минобрнауки  России)  от  17  октября  2013  г.  №1155  г.  Москва  "об  утверждении  федерального  государственного  образовательного  стандарта  дошкольного  образования",  в  частности  раздел  II.  Требования  к  условиям  реализации  основной  образовательной  программы  дошкольного  образования,  п.3.1,  3.2.  Вопрос  организации  развивающей ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ  среды  ДОУ  на  сегодняшний  день  стоит особо  актуально.

Для  детей  раннего  возраста  образовательное  пространство  должно предоставлять  необходимые  и  достаточные  возможности  для  движения,  предметной и  игровой  деятельности  с  разными  материалами.  Развивающая  среда  группы должна  быть  сформирована  исходя  из  следующих  показателей:

БЕЗОПАСНОСТЬ  И  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  КОМФОРТНОСТЬ  ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ  В  ДОУ

Материалы  и  оборудование,  представленные  в  группе  должны  создавать  оптимально  насыщенную,  целостную,  многофункциональную,  трансформирующуюся среду.  Обеспечивать  реализацию  образовательной  программы  дошкольного учреждения  в  совместной  деятельности  взрослого  и  детей,  а  также  в  самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности,  но  и  при  проведении  режимных  моментов.

Подбор  материалов  и  оборудования  в  группе  должен  осуществляться  для  тех видов  деятельности  ребенка,  которые  в  наибольшей  степени  способствуют  решению развивающих задач на этапе дошкольного детства, в том числе с целью активизации  двигательной  активности  ребенка.  Материалы  и  оборудование  должны  быть  безопасны  и  иметь  соответствующие  сертификаты.

Представленный  материал  внешне  привлекателен  (чистый,  разнообразных  цветов  и  оттенков,  правильных  и  нестандартных  оригинальных  форм).  Оформление  предметной  среды  должно  соответствовать  требованиям  дизайна  по  цветовой     гамме,  фактуре  материала,  расположению  в  пространстве  группы.

РЕАЛИЗАЦИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ПРОГРАММ  ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ                                         

Предметная  развивающая  среда  группы  должна  быть  спроектирована  в  соответствии  с  образовательной  программой,  реализуемой  в  дошкольном учреждении.  Созданы  условия  реализации  образовательных  областей:  социально-коммуникативное  ,  познавательное  развитие,  речевое  развитие,  художественно-эстетическое  развитие,  физическое  развитие.  Материалы  и  оборудование  для  одной образовательной  области могут использоваться и в ходе реализации других образовательных областей.

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Организация предметно-развивающей среды в группе построена с учетом особенностей детей раннего возраста. Созданы тематические зоны , среда которых отличается наличием возможности достаточно быстрого изменения пространства с помощью взрослого в соответствии с меняющимися интересами и возможностями детей.

Так  же  при  создании  предметно-  развивающей  среды  группы  учитывалась  и гендерная специфика, среда обеспечивалась как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

ОТРАЖЕНИЕ  СОДЕРЖАНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ОБЛАСТЕЙ:  СОЦИ-АЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ  РАЗВИТИЕ,  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ,РЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ,  ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ,  ФИЗИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ.

В  группе  представлены  традиционные  материалы  и  материалы  учитывающие  современную  субкультуру  ребенка  дошкольного  возраста.  Материалы  подобраны сбалансировано. При создании предметной развивающей среды нужно учитывать принцип информативности, что отразится в разнообразии тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЛАСТЬ  «ФИЗИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ»

Спортивный инвентарь: массажные мячи, кочки с различными наполнителями, флажки, ленты цветные, мячи резиновые, кегли, валики мягкие, погремушки

Красочные пособия о спорте;

Массажная дорожка и массажный коврик

Музыкальное сопровождение;

Маски сказочных героев;

Атрибуты из бросового материала

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ    ОБЛАСТЬ     "СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ", "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ"

Игровые зоны: сюжетно-ролевые игры с необходимыми атрибутами; строительно-конструктивные игры;

Зона настольно-печатных игр

Зона элементарных трудовых навыков;

Зона безопасности;

Зона природы;

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЛАСТЬ  "ПО3НАВАТЕЛЬНОЕ  РА3ВИТИЕ"

Сенсорно-моторная зона;

Зона экспериментирования;

Зона конструирования;

Зона элементарных математических представлений: наглядно дидактический материал; дидактические игры; разные виды материалов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЛАСТЬ  "ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РА3ВИТИЯ"

Зона изобразительной деятельности;

Музыкальная зона;

Зона   театрализации.

Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный  игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение  между  детьми.

В  свободном  доступе  для  детей  находятся  атрибуты  для  зарождающихся  в этом  возрасте  сюжетно-  ролевых  игр: "Семья",  "Доктор",  "Парикмахерская".Для  поддержания  интереса  игровой  деятельности,  обеспечиваем  сменяемость материала. Он соответствует возрасту и безопасен в использовании.

В нашей группе есть центр сенсорики.  Дидактические пособия, которые здесь   представлены, доступны для детей, они яркие, разнообразные, а также они полифункциональные т. к. при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об   окружающем  мире.

Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге - одна из задач, которую ставит перед собой каждый воспитатель .Особую роль в приобщении детей к книге отводим книжному центру. При оформлении центра учитываем реализуемую программу и индивидуальные особенности  этого возраста. Ярко, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки,  привлекают  внимание  малышей,  которые  с  удовольствием  их  рассматривают  и  учатся  общаться.

Любимые  и  знакомые  сказки,  лепешки,  прибаутки  я  обыгрываю  при  помощи различных  видов  театра:  пальчиковый,  кукольный,  настольный,  театр  на  фланелеграфе,  "би  -  ба  -  бо".  Театрализованная  игровая  деятельность  стимулирует   эмоционально  -  речевое  развитие  и  индивидуальные  творческие  способности  детей.

Большой  интерес  у  детей  вызывает  центр  ряженья.  Ребята  смотрятся  в  зеркало  и  наряжаются  с  помощью  взрослого  в  платочки,  накидки,  маски  зверей.

В  пространство  группы  гармонично  вписывается  центр  физического  развития,  оснащенный  оригинальными  видами  нестандартного  оборудования,  разнообразным  физкультурным  инвентарём,  что  позволяет  детям  упражняться  в  личных  движениях,  тренировать  мышцы,  развивать  ловкость,  меткость,  что  в     полной  мере  реализует  их  потребность  в  двигательной  активности.

ВЫВОДЫ:                         

Развивающая  предметно-пространственная  среда  в  группе  раннего  возраста должна  быть  создана  с  учетом  ФГОС  ДО  и  дает  возможность  эффективно  развивать  индивидуальность  каждого  ребенка  с  учетом  его  склонностей,  интересов,  уровня  активности.

Опубликовано: 17.05.2016