Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Романова Светлана Анатольевна
Организация: ГДОУ №63 Красносельского района
Населенный пункт: Ленинградская область, г. Санкт-Петербург
Представляю вам сегодня выступление на тему: «создание Развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва "об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", в частности раздел II. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п.3.1, 3.2. Вопрос организации развивающей ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Развивающая среда группы должна быть сформирована исходя из следующих показателей:
БЕЗОПАСНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ
Материалы и оборудование, представленные в группе должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Обеспечивать реализацию образовательной программы дошкольного учреждения в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Подбор материалов и оборудования в группе должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства, в том числе с целью активизации двигательной активности ребенка. Материалы и оборудование должны быть безопасны и иметь соответствующие сертификаты.
Представленный материал внешне привлекателен (чистый, разнообразных цветов и оттенков, правильных и нестандартных оригинальных форм). Оформление предметной среды должно соответствовать требованиям дизайна по цветовой гамме, фактуре материала, расположению в пространстве группы.
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предметная развивающая среда группы должна быть спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в дошкольном учреждении. Созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное , познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других образовательных областей.
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Организация предметно-развивающей среды в группе построена с учетом особенностей детей раннего возраста. Созданы тематические зоны , среда которых отличается наличием возможности достаточно быстрого изменения пространства с помощью взрослого в соответствии с меняющимися интересами и возможностями детей.
Так же при создании предметно- развивающей среды группы учитывалась и гендерная специфика, среда обеспечивалась как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
ОТРАЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: СОЦИ-АЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ,РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
В группе представлены традиционные материалы и материалы учитывающие современную субкультуру ребенка дошкольного возраста. Материалы подобраны сбалансировано. При создании предметной развивающей среды нужно учитывать принцип информативности, что отразится в разнообразии тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Спортивный инвентарь: массажные мячи, кочки с различными наполнителями, флажки, ленты цветные, мячи резиновые, кегли, валики мягкие, погремушки
Красочные пособия о спорте;
Массажная дорожка и массажный коврик
Музыкальное сопровождение;
Маски сказочных героев;
Атрибуты из бросового материала
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ", "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ"
Игровые зоны: сюжетно-ролевые игры с необходимыми атрибутами; строительно-конструктивные игры;
Зона настольно-печатных игр
Зона элементарных трудовых навыков;
Зона безопасности;
Зона природы;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ПО3НАВАТЕЛЬНОЕ РА3ВИТИЕ"
Сенсорно-моторная зона;
Зона экспериментирования;
Зона конструирования;
Зона элементарных математических представлений: наглядно дидактический материал; дидактические игры; разные виды материалов
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РА3ВИТИЯ"
Зона изобразительной деятельности;
Музыкальная зона;
Зона театрализации.
Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр: "Семья", "Доктор", "Парикмахерская".Для поддержания интереса игровой деятельности, обеспечиваем сменяемость материала. Он соответствует возрасту и безопасен в использовании.
В нашей группе есть центр сенсорики. Дидактические пособия, которые здесь представлены, доступны для детей, они яркие, разнообразные, а также они полифункциональные т. к. при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире.
Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге - одна из задач, которую ставит перед собой каждый воспитатель .Особую роль в приобщении детей к книге отводим книжному центру. При оформлении центра учитываем реализуемую программу и индивидуальные особенности этого возраста. Ярко, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей, которые с удовольствием их рассматривают и учатся общаться.
Любимые и знакомые сказки, лепешки, прибаутки я обыгрываю при помощи различных видов театра: пальчиковый, кукольный, настольный, театр на фланелеграфе, "би - ба - бо". Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально - речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.
Большой интерес у детей вызывает центр ряженья. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, маски зверей.
В пространство группы гармонично вписывается центр физического развития, оснащенный оригинальными видами нестандартного оборудования, разнообразным физкультурным инвентарём, что позволяет детям упражняться в личных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности.
ВЫВОДЫ:
Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста должна быть создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.