Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Горяева Любовь Геннадьевна

Организация: МБДОУ д\с №19 «Родничок»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей. В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает  русскому языку, а значит и  русской культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.                                                                              

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Ребёнок во многом зависит от взрослых; прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растёт, закладывают предпосылки высоких человеческих начал.  А что может развить и обогатить речь детей, его духовную среду? Это русский народный фольклор. Фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа.                                 

В методике развития речи младшего дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию малых форм фольклора в развитии речи детей: Буняковой М.Г., Водовозовой В.М., Гавриш Н.В., Кургановой М.Г., Павловой Л.Н., Струниной Е.М., Ушаковой О.С. и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности использования малых форм фольклора для развития речевых навыков детей.

Об одной из общих задач развития речи детей Е.И.Тихеева писала так: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания. Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обуславливает ценность слова». [2 с.159]

Потешки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи  (Н.С.Карпинская, М.К.Боголюбская, В.В.Шевченко) [3 с.143].

Народные игры, содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. В процессе игр – забав, считает Т.Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика  [1 с.59-62].

Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к национальной культуре через;

  • фольклорно – игровые занятия;
  • дидактические игры и упражнения;
  • рассматривание иллюстраций, книжек – малышек, раскладушек;
  • игры – драматизации;
  • досуги и праздники;
  • подвижные народные игры (с пением, речевым сопровождением);
  • хороводы.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение, особенно в первые дни жизни ребёнка в детском саду. Особую значимость приобретает и народный фольклор в период привыкания к новой обстановке, когда  ребёнок ещё не может общаться с другими детьми и взрослыми. Тогда на помощь приходит выразительно рассказанная потешка, которая поможет установить контакт с ребёнком. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, в адаптационный период использовать такие потешки как, например: - «Вот проснулся петушок..»;«Наша Маша маленькая..»,подбирать в соответствии уровню развития детей.

Фольклорно – игровые занятия проводить не в традиционных формах, а как яркое общение с малышами. Зная уровень развития своих детей, произведения предлагать адекватно их речевым возможностям.   На фольклорно – игровых занятиях использовать приём действенного соучастия детей, привлекать к поисковой деятельности, самостоятельности, развитию фантазии.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который помогает увеличить запас слов у малышей. Используя этот материал на речевых занятиях, развивается звучность, ритмичность, напевность . Занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить; что, в свою очередь, способствует  развитию разговорной речи.

С помощью разучивания поговорок и  пословиц  формируются умения лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивать свою речь.

Отгадывание  и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей; обогащается словарь.

Для более эффективного развития  речевых способностей  посредством малых форм фольклора тесно сотрудничайте с семьей.

 Совместные усилия  поспособствуют успешной, хорошей подготовке ребят  к школе.

 

Используемая литература:

  1. «Развитие речи детей раннего возраста» Павлова Л.Н., Педагогика и воспитание 2007.- 304 с.
  2. «Методика развития речи детей» Струнина Е.М., Ушакова О.С., Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с., Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) Тихеева Е.И. Москва Просвещение, 1981.-111 с.
  3. «История педагогики» Ушинский К. Д., - КнигаФонд- 240 с.

 

 

Опубликовано: 17.05.2016