Экологические проекты в детском саду как средство развития самосознания дошкольника

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Русина Светлана Алексеевна

Организация: ГБОУ СОШ “ОЦ” пос.Серноводск СП ДС “Ветерок”

Населенный пункт: Самарская область, пос. Серноводск

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Вот почему воспитание экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности. Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогают личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить себя в общении с окружающим.

Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе, и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей, что особенно актуально в современном мире и соответствует требованиям ФГОС. Ведущими в этом процессе должны стать занятия и совместная деятельность взрослого и ребенка. Особенно удачно это реализуется в форме разнообразных экологических проектов.

Таким образом, воспитателями нашей группы, была поставлена следующая цель: максимально раскрыть самосознание и внутренний мир дошкольника с помощью экологического воспитания.

Экологическое воспитание в детском саду, помогает нам решить следующие задачи:

  • развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступки окружающих людей в процессе бесед, наблюдений, чтения художественной литературы, занятий экологического содержания;
  • оптимизирование межличностных отношения через осознание своего положения среди других и формирование позиции “Я - вместе с другими” в совместной экологической деятельности;
  • развитие у детей, соответствующих содержанию знаний, познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы);
  • обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

В течение года в нашей группе проводились следующие экологические проекты: “Огород на подоконнике”, “От семечка к урожаю”, “Веселая клумба”, ”Цветочное панно Голубь мира” (ко дню Великой Победы).

Самостоятельная природоведческая деятельность детей происходила совместно с родителями, что способствовало формированию экологических знаний у детей и выстраивание взаимоотношений в детско-взрослой команде, а также созданию “ситуации успеха”, в которой каждый ребенок мог бы почувствовать, увидеть свою успешность, увидеть насколько важны результаты его деятельности для общей работы. Для стимулирования детской любознательности, инициативности были созданы все условия:  дети, родители и воспитатели  приготовили необходимый  инвентарь (лопатки, грабельки, ведерки, леечки, семена); дети знакомились с растениями, наблюдали за их ростом, ухаживали, учились устанавливать связи и зависимости, находить способы решения возникших проблем. Дети учились договариваться между собой, уступать, формировалась здоровая конкуренция.

Помимо практической в группе осуществлялась игровая, художественная, а также творческая деятельность, связанная с экологическим воспитанием. Дети зарисовывали растения, фотографировали результаты, вели дневник наблюдения совместно с воспитателем, разыгрывали сценки, учили песенки о природе.

В период завершения проектной деятельности воспитанники могли увидеть, потрогать и даже попробовать реальный готовый продукт: огурчики, выросшие на подоконнике, зеленый лучок, сфотографироваться с разросшейся шикарной клумбой цветов, посаженной своими руками.

Таким образом, в ходе проектной деятельности выявляются не только индивидуальные интересы детей, но и создаются предпосылки для целостного видения мира, что является важнейшим условием экологического сознания. Сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимы при формировании экологической культуры эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели. Важно, чтобы у каждого ребенка на занятиях была возможность выбрать то, что ему интересно, усвоить то, что сможет, а задача педагога – сделать так, чтобы вместе с этим дошкольник открыл свои возможности.

Подводя итоги проделанной работы на данном этапе, могу отметить следующее:

  • дети научились договариваться, планировать и выполнять совместные поручения, распределять обязанности с небольшой помощью взрослого, в результате дети стали меньше конфликтовать, у детей повысилась самооценка, они стали чаще участвовать в коллективных играх, начали проявлять свою инициативу, научились контролировать свое эмоциональное состояние не во всех, но во многих ситуациях.
  • дети узнали много нового об окружающей природе, увидели результаты своего труда и получили истинное эстетическое наслаждение, а самое главное, научились бережно относиться к природе, ценить результаты своего и чужого труда.

Эта работа помогла детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправными участниками событий, что способствовало усилению позиций “Я сам”, “Я сделаю”, “Я умею”. У детей появилась возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность. Коллективный характер многих этапов работы позволил детям увидеть себя в общем контексте деятельности, каждому оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий для достижения единой цели. Кроме того эта работа помогла сплотить между собой и детей, и родителей, и воспитателей!

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Воронкевич О.А. “Добро пожаловать в экологию!” Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста-СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010.-С.496

2. Кузнецова Л.В. “Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей” Ж. Дошкольная педагогика №6 2009.

3. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993.- С.64

4. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-С.168

5.Тимофеева Л.Л. “Проектный метод в обучении старших дошкольников” Ж. Дошкольная педагогика №1 2010

 

Опубликовано: 23.05.2016