Тестопластика как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Барабанщикова Елена Николаевна

Организация: МБДОУ д/с №100

Населенный пункт: Ростовская область, г. Таганрог

Пластичный материал - это кладовая для развития детского творчества. Дети любят фантазировать, а материал, которому легко придать любую форму, уже сам по себе побуждает творить что-то необыкновенное. Во время работы с пластичными материалами ребенок испытывает эстетическое наслаждение от их пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.      Одновременно ребенок осознает различные свойства глины, пластилина, теста, знакомится с объемной формой строением и пропорциями предметов. У  него развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Занятия лепкой способствуют развитию осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем, чаще всего, всеми десятью, а это способствует в свою очередь развитию мелкой моторики.   А как известно уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь.

Говоря о развитии тонкой моторики руки важно заметить, что хорошим подспорьем в данной работе можно выделить тестопластику, как один из составляющих успешного развития мелкой моторики. Тесто является доступным материалом, экологически чистым материалом, его, как и глину, можно использовать многократно. Тесто по своему составу более теплое, более податливое, оно не пачкает руки, его не нужно разогревать как пластилин,  а как это важно для детских неумелых ручек. Работа с тестом захватывает все внимание ребенка, будит воображение, фантазию, а вместе с этим развивает умелость рук. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и, переходя к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.

В связи с этим обозначенная тема является одной из актуальных в процессе развития творческих способностей и мелкой моторики дошкольников.

 

Цель: развивать ручную умелость и творческие способности дошкольников, используя соленое тесто и технику работы с ними в процессе изобразительной деятельности; помочь детям в осознании и развитии своей индивидуальности и самореализации.

Задачи:

  • Обогащать и расширять художественный опыт дошкольников в процессе создания поделок из теста; познакомить с различными техниками выполнения работ;
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Развивать творческие способности детей в процессе лепки, сознательно использовать освоенные приемы для создания выразительного художественного образа;
  • Понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы;
  • Формировать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира.

      

Возраст воспитанников: 6-7 лет.

Фомы организации совместной деятельности:

1. Учебная деятельность – фронтальная, подгрупповая (даю знания, умения, навыки).

2. Совместная деятельность – подгрупповая, индивидуальная (закрепляю знания, умения, навыки).

3. Самостоятельная деятельность – полученные умения и навыки дети используют в свободное время.

 

Методы работы:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. воспитатель  предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

Планируемые результаты:

Применение тестопластики на занятиях изобразительной деятельностью значительно повысят интерес детей к данному виду деятельности, что в свою очередь способствует развитию:

  • технических умений и навыков работы с  материалом, мелкой моторики рук,  улучшению зрительно-двигательной координации движений;
  • сознательному применению освоенных приемов для создания выразительного художественного образа;
  • творческого подхода к решению поставленной задачи; художественного вкуса;
  • уверенности в своих силах, чувства радости от проделанной работы.

 Форма представления опыта работы:

  • Изготовление подарков, сувениров близким и в подарок детям младших групп.
  • Пополнение изоуголка технологическими схемами лепки.
  • Изготовление дидактических игр.

 

План  работы.

    Раздел

Сроки выполнения

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

Продуктивная деятельность с детьми,

 Разработка календарного планирования; выставки детского творчества.

Работа с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

 

Мониторинг ЗУНов ребят.

Лепка конструктивным и пластическим способами, комбинирование с природным материалом.

«Грибная поляна»

 

«Ежик»

Октябрь

 

Беседа с детьми.

 

участие в выставке поделок совместного творчества

«Из истории о соленом тесте»

 

 «Волшебная поляна».

Коллективная работа

ноябрь

 Лепка комбинированным и конструктивным способом грибов, вручение их детям ясельной группы.

«Подарки от Лесовичка»

декабрь

Лепка украшений на елку по мотивам пряничных изделий.

 

«Пряничные украшения» (ПИ)

 

январь

Лепка  пластическим способом -  шар, диск, цилиндр, полусфера, конус, пирамида, пласти­на, куб, неопределенная форма  для дидактических игр.

«Разные формы»

февраль

Лепка на основе  конструктивным и пластическим способами;  комбинирование с бросовым материалом.

 «Ангел»

 

март

Лепка  предметного изображения пластическим способом.

«Новые фигуры» д/и.

«Птицы счастья»

апрель

 д/и

«Собери фигуру по картинке»

«Новые фигуры»

май

Лепка на основе  конструктивным и пластическим способами.

 

«Ваза с цветами» панно.

 

 

Подводя итоги, нужно сказать, что разработанная и проведенная система игр-занятий с соленым тестом является одним из важнейших и естественных путей решения проблемы развития мелкой моторики. Нужно отметить большой простор практических возможностей для развития художественных способностей детей  при оптимальной нагрузке на всю кисть от запястья до кончиков пальцев обеих рук. Уровень развития мелкой моторики у ребят вырос. Об этом говорят результаты тестирования. Таким образом  развитие мелкой моторики следует начинать как можно в более раннем возрасте, и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.

Методическое обеспечение:

- мука;

- соль;

- досточки для лепки;

- стеки, печатки, формочки для выдавливания теста;

- природный материал;

- крупы;

- бросовый материал.

 

Для каждого ребенка:

- досточки для лепки;

- стеки;

- емкость для воды;

- салфетки для рук.

 

Дидактические игры.

НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ 

Цель:. Учить детей «читать форму» — со­здавать образы в воображении на основе незакончен­ного (или схематического) изображения и воплощать свой замысел в лепке.  

Материал. 10 отдельных форм - шар, диск, ци­линдр, куб, прямой жгутик, «волна», «молния», пи­рамида, конус.   

Вариант игры. Воспитатель предлагает детям поиг­рать в игру. Он по очереди показывает формы, а дети сначала придумывают, на что это похоже, а потом лепят по замыслу 2—3 изображения. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый участник игры предложил свой вариант от­вета, назвал новую, интересную, необычную тему, о которой еще никто не говорил. При показе новой фор­мы игра начинается со следующего ребенка, чтобы у каждого была возможность отвечать первым. По ходу игры поощряется и поддерживается любая инициа­тива детей.

 

НОВЫЕ ФИГУРЫ  

Цель. Учить детей создавать новые схема­тические изображения из нескольких готовых форм; развивать воображение, ассоциативное мышление.

Материал. Комплекты разных форм, вылепленных из соленого теста: шар, диск, цилиндр, полусфера, конус, пирамида, пласти­на, куб, неопределенная форма и пр. При усложнен­ном варианте игры можно предложить по несколько форм каждого вида, различающихся размером.  

Вариант игры. Воспитатель раздает детям комплек­ты форм (возможно, вылепленные накануне самими детьми) и предлагает сложить из них разные интерес­ные фигуры. Для этого нужно разные формы прикла­дывать друг к другу так, чтобы получилось что-то новое и интересное. Новыми фигурами могут быть неваляшки, снеговики, домики, тележки, цветы, цып­лята, фонарики, светильники и многое другое. Эту игру, как и предыдущую, желательно проводить с раз­ными комплектами форм, чтобы избежать появления шаблонных изображений. 

 

СОБЕРИ ФИГУРУ ПО КАРТИНКЕ

Цель. Учить детей анализировать и вос­производить схему предмета; лепить на основе схемы задуманный образ.   

Материал. Комплекты вылепленных деталей: ци­линдров, шаров, жгутиков, овоидов, пирамид и пр. (де­тали дети могут вылепить накануне, возможно в ходе другой дидактической игры); картинки со схемами фигур (самолета, девочки, собачки, башни, кораблика,жирафа и др.), в основе которых лежат геометричес­кие формы, аналогичные вылепленным деталям.   

 

Вариант игры. Воспитатель говорит детям, что они будут собирать разные фигуры. Показывает одну из картинок, например собачку, и предлагает собрать такую же собачку из вылепленных деталей. Дети со­здают предложенный образ и сверяют, соответствует ли он заданной схеме. Затем можно предложить дру­гую картинку или раздать все схемы детям, чтобы они собирали фигуры и обменивались деталями.  

Усложнением игры может быть собирание фигуры по памяти или замена одной детали другой, подходя­щей в данном случае. 

ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ 

Цель: Учить детей создавать образ как от­гадку загадки без наглядного подкрепления. 

Материал и инструмент. Тексты загадок; соленое тесто; картон; коробки для рельефной лепки; стеки.    

Вариант игры. Воспитатель  сообщает детям, что сей­час они будут слушать загадки и отгадывать их необыч­ным способом — лепить отгадки из пластилина, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загад­ки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылеп­ленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объем­ные, так и рельефные изображения. Еще лучше поста­раться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.   

 

 

Перечень литературы:

1.  «Удивительное соленое тесто» М. О. Синеглазова М. 2001.

2. Горичева B.C., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003

3. Данкевич Е. В. Лепим из соленого теста. - СПБ: Изд. Дом. «Кристалл», 2001.

4. Развиваем руки - чтоб учится писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов/ С. Е. Гавригина, Н. Л. Кутявина, и др. -Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000.

5. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. ; Под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Изд. Центр Академия», 2001

6. Интернет ресурсы.

 

Опубликовано: 03.06.2016