Развитие речевого дыхания дошкольников

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Смирнова Ирина Владимировна

Организация: МДОУ-детский сад№1 «Рябинка» комбинированного вида

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Черепаново

Речь является одной из сложных внешних психических функций человека, обеспечиваемых деятельностью головного мозга. Голосо- и рече -образование осуществляется координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы. Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга.

Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох - выдох – остановка. Сразу после него наступает расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха. Время, затраченное на вдох и выдох, приблизительно одинаковое (4:5), вдох происходит через нос, выдох - через рот. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Основой внешней (произносительной) речи является дыхание. От правильного дыхания зависят чистота, правильность и красота голоса и его изменений (тональных оттенков).

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии. Дыхание в речи связано с ее разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми.

В речевом дыхании выдох является самым главным и активным звеном всего процесса, он значительно длиннее вдоха (1:20), последовательность фаз изменяется следующим образом: вдох – остановка – выдох. Весь процесс дыхания становится произвольным. В ходе речевого развития вырабатывается специфический дыхательный механизм, специфические движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

Таким образом, «речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания» .

Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное,  ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей ниже возрастной нормы. У таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.

Таким образом, дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, а в дальнейшем развивать речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.

Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные ниже игры научат ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо придерживаться следующих правил:

  • дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении;
  • при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребенка (первый признак утомления — зевота — симптом кислородной недостаточности);
  • при выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за позой ребенка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);
  • при выдохе ребенок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щеки;при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребенка к ощущениям движения диафрагмы;
  • дыхательные движения лучше производить плавно, под счет, музыку;
  • дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений, должен быть легким — ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шарик и т. д.; он должен располагаться обязательно на уровне рта. 

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

 

Упражнение 2. НАСОСИК.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

 

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.

 Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

 

Упражнение 4. САМОЛЁТ.

Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик - самолёт                                              (малыш разводит руки в стороны

                                                                                  ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт                                                    (задерживает дыхание)

Жу-жу -жу                                                                         (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу                                                                          (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну                                                           (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу                                                             (поднимает голову, вдох)

Жу – жу – жу                                                                   (делает поворот влево)

Жу-жу –жу                                                                      (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну                                                          (встаёт прямо и опускает руки).

Повторить 2-3 раза

 

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.

Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.

У мишки дом огромный                    (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх,

                                                                                    потянуться, посмотреть на руки, вдох)

У мышки – очень маленький                         (присесть, обхватить руками колени, 

                                                            опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)

Мышка ходит в гости к мишке                      (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт.

Повторить 3 – 4 раза.

 

Упражнение 6. ВЕТЕРОК .

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу                             (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу                   (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо             (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх                   (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака   (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю                           (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

 

Упражнение 7. КУРОЧКИ.

Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. 

Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. 

Бормочут куры оп ночам,

Бьют крыльями тах-тах                                              (выдох),

Поднимем руки мы к плечам                                    (вдох),

Потом опустим – так

Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох.  

Повторить 5 раз.

 

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.

Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу»   (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, 

                                                                         затем на вдохе разводим руки в стороны, 

                                                                         расправляем плечи и произносим...)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу                            (встаёт и, разведя руки в стороны,

                                                                        делает круг по комнате, возвращается на место).

Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

 

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ .

Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены.

 Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.

Зу-зу, зу-зу,

Косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу,

И налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

 

Упражнение 10. ЦВЕТЫ.

Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи:

Каждый бутончик склониться бы рад

Направо, налево, вперёд и назад.

От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались живо в цветочном букете

По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались.

Упражнение повторить 6-8 раз.

 

Упражнение 11. ЁЖ. 

Дети ложатся на спину (на ковёр), руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос.

Всё упражнение повторить 4-6 раз.

 

Упражнение 12. ЖУК. 

Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж...» - выдох.

Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.

Повторить упражнение 4-5 раз:

Жж-у, - сказал крылатый жук,

Посижу и пожужжу.

 

Упражнение 13. ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН

 (Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята). Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

 

Упражнение 14. ПОДУЙ НА ЛИСТИКИ

 У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно. 

 

Упражнение 15.   ДРОВОСЕК

 Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе. 

 

Упражнение 16.   ВЬЮГА

 Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла. 

 

Упражнение 17.   НА БЕРЕГУ МОРЯ

 Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с. 

 

 Упражнение 18.  ЭХО

 Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ».

 

Упражнение 19. ПУЗЫРЬ

 Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся. » По сигналу педагога: «Пузырь лопнул! » Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.) .

 

Упражнение 20.   ВОРОНА

 Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар! »

 

Упражнение 21.  ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ   

У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т. д. 

 

Упражнение 22.   ПРИЗНЕСИ ЧИСТОГОВОРКИ

 Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка. »

 

Упражнение 23.   СНЕГ

 Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения. 

 

Упражнение 24. КОРАБЛИКИ

 Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. 

 

Упражнение 25.   ФУТБОЛ

 Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

 

Упражнение 26.   БУЛЬБУЛЬКИ

 Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д. 

 

Упражнение 27. ВОЛШЕБНЫЕ ПУЗЫРИКИ

 Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. 

 

Упражнение 28.   СВЕЧА

 Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. 

 

Упражнение 29. КОСАРИ

Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

 

Упражнение 30.   ЖИРАФ И МЫШОНОК

 Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох («У жирафа рост большой. »). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш («. У мышонка - маленький») . Потом ребенок идет и одновременно произносит:

 Наш жираф пошел домой

 Вместе с мышкой серенькой. 

 У жирафа рост большой, 

 У мышонка - маленький. 

 (Повторить 6-8 раз.) 

 

Упражнение 31.  ПОЙ СО МНОЙ

Сначала педагог предлагает детям вместе с ним спеть «песенки».

– Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!» Наберите побольше воздуха – вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.

Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество «песенок» можно увеличивать.

– Вот вторая песенка: «У-У-У!» Теперь «О-О-О!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!»

Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.

– Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

 

Упражнение 32.  ЗВУКИ ВОКРУГ НАС

Педагог предлагает детям поиграть в такую игру.

– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.

Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

 

Упражнение 33.  ДЕВОЧКИ ПОЮТ

Подготовьте картинки с изображением лиц поющих девочек. Такие картинки легко нарисовать, главное условие – артикуляция должна быть четко прорисована. 

В игре могут участвовать 2–4 ребенка. Сначала педагог показывает детям картинки с изображением поющих девочек и предлагает угадать, какая девочка какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.

После этого организовывается общая игра: дети выстраиваются в ряд, держа в руках свои картинки, поет тот, на кого покажет педагог.

– Теперь будем петь общую песенку. Петь будет тот, на кого я покажу палочкой. Старайтесь, чтобы песенки были длинными.

Следующий этап игры – пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Педагог предлагает повторить за ним такие песенки:

– Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А-У-У-У!» Наберите побольше воздуха – песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: «У-У-У-А-А-А!»

Постепенно количество и варианты «песенок» можно увеличивать. Затем эта же игра повторяется с использованием изображений поющих девочек. Педагог ставит рядом две картинки: девочка поет И, девочка поет А, и предлагает угадать, какую песенку поют девочки – ИА – и повторить ее. Такую игру сначала следует проводить индивидуально. Сочетания пар гласных звуков могут быть самыми разными.

 

Упражнение 34.  СДУЙ ШАРИК

Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

 

Упражнение 35.  ЗМЕЙКА

Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.

– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!» Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

 

Упражнение 36.  НАСОС

Предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.

– Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы!

Педагог показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.

 

Упражнение 37.  ВЕСЕЛАЯ ПЕСЕНКА

Предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.

– Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Давайте споем вместе с Катей!

Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6–9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

 

Упражнение 38.  ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Предложите малышам подвижную игру.

– Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ-БИ!» А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ!»

Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.

Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

 

Упражнение 39. ПТИЦЫ РАЗГОВАРИВАЮТ

Предложите малышам поиграть в птичек.

– Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. «КО-КО-КО» – говорит курочка. «КУ-КУ! КУКУ!» – кричит кукушка. «КРЯ-КРЯ-КРЯ!» – крякает утка. «КУ-КА-РЕ-КУ!» – заливается петушок. «ЧИК-ЧИРИК», – чирикает воробышек.

Побуждайте детей повторять за вами «разговор» птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.

 

Упражнение 40. СНЕЖИНКИ

1 – вырезанные из бумаги снежинки держать на уровне лица, вдох носом.

2 – на выдохе плавно дуем на снежинки. Следует добиваться, чтобы снежинки максимально отклонялись.

Упражнение повторить 3-4 раза.

 

Упражнение 41. ПУРГА

1 – вдох носом.

2 – на выдохе произносим тихо: «В-в-в-в!», пурга начинается.

3 – вдох носом.

4 – на выдохе произносим громко «В-в-в-в!».

5 – вдох носом.

6 – на выдохе произносим тихо: «В-в-в-в!», пурга заканчивается.

Упражнение повторить 2 раза.

 

Упражнение 42. ПОГРЕЕМСЯ 

Руки в стороны:

1 – вдох носом.

2 – быстро скрестить руки перед грудью, на выдохе произнести: «Ух-х-х! Ух-х-х!».

Упражнение повторить 3-4 раза.

 

Упражнение 43. КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ 

левая рука за спиной, спина слегка согнута.

1 – имитируем катание на коньках, вдох носом.

2 – на выдохе произносим: «Хруп-хруп-хруп! Хруп-хруп-хруп!».

Упражнение повторить 3-4 раза.

 

Упражнение 44. ВЬЮГА 

Вьюга воет: У-у-у!

Завертеть я вас могу.

Замести в большой сугроб.

Хоп-хоп-хоп, хоп-хоп-хоп. (Е. Алябьева)

 

Упражнение 45. СНЕГИРЕК

Сел на ветку снегирек – ф-ф, ф-ф!

Брызнул дождик – он промок – ф-ф, ф-ф!

Ветерок подуй слегка,

Обсуши нам снегирька – ф-ф, ф-ф! (Немецкая песенка)

 

Упражнение 46. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ 

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом - на коньках,

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили. Эх!

А потом снежки катили. Ох!

А потом без сил упали. Ух!

И домой мы побежали. (Н. Нищева)

 

Упражнение 47. ЕДЕМ НА ЛОШАДКЕ 

Едем, едем на лошадке – цок-цок-цок!

По дороге зимней, гладкой.

Санки скрипят – ш-ш-ш!

Бубенчики звенят – динь-динь!

Дятел стучит – тук-тук-тук!

Вьюга свистит – с-с-с!

Белка на ветке орешки грызет – щелк-щелк!

Рыжая лисичка зайца стережет – ф-ф-ф!

Холод, холод – в-в-в!

Стужа – Брр-брр!

Снег пушистый 

Кружит, кружит – о-о-о!

Ехали мы ехали, - цок-цок-цок!

Наконец доехали:

С горки – ух!

В ямку – бух!

Приехали! 

 

Опубликовано: 07.06.2016