Проект «Есть земля своя родная»
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Каемова Татьяна Владимировна
Организация: ГБОУ СОШ № 1 С/П детский сад «Теремок»
Населенный пункт: Самарская область, пгт. Суходол
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».К.Симонов
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Тип проекта:
- по методу: информационно – творческий, поисковый.
- по содержанию: дошкольник, общество и историческое прошлое мало Родины.
- по количеству участников: групповой
- по продолжительности: среднесрочный
Направление проекта: воспитание гражданско-патриотических чувств дошкольников, любви к родному краю.
Предмет проекта: история малой Родины.
Сроки проведения: с марта по апрель.
Возраст детей, участников проекта: 5-6 лет
Участники проекта: воспитанники ДОО, родители, педагоги, работники музея.
Актуальность
Воспитание у детей любви к своему отечеству – эта проблема всегда была актуальной и сложной в наше непростое время. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше о родном крае, его истории.
Цель проекта: воспитание у дошкольников патриотических чувств в процессе ознакомления их с историей родного поселка Суходол и Сергиевского района .
Проблема: что мы знаем о своем родном крае и малой Родине п.Суходол и Сергиевском районе?
Задачи проекта:
- Дать элементарные сведения по истории Сергиевского района и поселка Суходол;
- Познакомить детей с достопримечательностями Сергиевского района и людьми, прославившими свой родной край;
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Развивать бережное отношение к достопримечательностям, культурным ценностям, природе края;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к малой Родине.
Необходимые условия реализации проекта:
Интерес детей и родителей;
Методические разработки;
Интеграция со специалистами детского сада.
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие»
- Расширить знания детей о поселке Суходол, о достопримечательностях, богатствах Сергиевского района;
- Развить умение узнавать и правильно называть увиденные места Сергиевского района;
«Социально- коммуникативное развитие»
- Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению достопримечательностей Сергиевского района;
- Развитие диалогической и монологической форм речи.
Предварительная работа: беседы о Родине и малой Родине, рассматривание альбомов, фотографий, чтение и заучивание стихов о Родине, чтение пословиц и поговорок о Родине, разучивание песен о малой Родине.
Предполагаемые результат:
- Освоение детьми доступных знаний об истории родного края. Дети знают основные достопримечательности Сергиевского района, историю возникновения поселка Суходол, людей прославивших свой родной край.
- Проявление детьми внимания и бережного отношения к достопримечательностям родного края.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Создание условий для воспитания гражданственности и патриотических чувств у дошкольников в ДОО.
Формы, методы, приемы, используемые для реализации проекта:
- Наблюдение
- Совместные игры
- Анкетирование
- Познавательные игровые занятия
- Беседы
- Экскурсии.
Этапы реализации проекта
Этап |
Формы работы (с наименованием) |
Задачи |
Срок реализации |
Время в режиме |
Работа с родителями |
Место проведения |
I
|
Постановка цели, определение задач: наблюдение: - беседа; - обсуждение |
- Создать мотивацию, определить цели и задачи проекта. - выбор темы и разработка проекта; - составление перспективного плана; - обращение в библиотеку п. Суходол и с. Сергиевска для сбора информации по истории Сергиевского района и п. Суходол
|
1-2 неделя марта |
Во время Утреннего сбора |
Предложить родителям принять участие в образовательной деятельности по реализации проекта «Есть своя земля родная» |
Групповая комната
|
II
|
1.Диагностика уровня знаний: - наблюдение; - беседа; - игровая ситуация «Путешествие по малой родине» - анкетирование родителей. |
- Выявить уровень знаний детей и родителей о достопримечательностях Сергиеского района, истории возникновения п.Суходол.
|
В первой половине дня |
|
Групповая комната
|
|
2.Сбор информации: - виртуальная экскурсия по достопримечательностям Сергиевского района «Вот мой край родной!»; - рассматривание фотографий, картинок; |
Развивать умение добывать информацию из разных источников, познавательную активность дошкольников.
|
Рекомендовать родителям найти и рассмотреть картинки, фотографии о Сергиевском районе. |
Групповая комната, музыкальный зал
|
|||
3.Обсуждение
|
Уточнение цели и задач проектной деятельности. |
|
Групповая комната
|
|||
III
|
1.Интегрированное занятия: - «Моя малая Родина – п. Суходол!» (интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» - «Природные памятники Сергиевского района. Голубое озеро. Серное озеро п.Серноводск»
|
Вовлечь детей в поисковую деятельность в процессе знакомства с историей родного края; Познакомить детей с историей возникновения п. Суходол; Развивать познавательную активность детей посредством изобразительной деятельности. Познакомить детей природными памятниками Сергиевского района. |
3-4 неделя марта |
В рамках непосредственно образовательной деятельности |
Рекомендовать родителям совместно с детьми совершить прогулку по парку п. Суходол, познакомить детей с памятником В.И.Ленину; Посоветовать родителям, совместно с детьми посетить Серное озеро в п. Серноводск. |
Музыкальный зал |
2. Презентация «Н.Г.Гарин-Михайловский на сергиевской земле»
|
Познакомить детей с деятельностью Н.Г.Гарина –Михайловского в Сергиевском районе.
|
1-2 неделя апреля |
Во время Утреннего сбора |
Разместить наглядно – стендовую информацию для родителей: « Наш земляк - Н.Г. Гарин - Михайловский» |
Групповая комната
|
|
3.Чтение и заучивание стихотворений о родине: -чтение отрывков из произведения Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» - чтение стихов В. Орлова «Здравствуй, Родина моя!», В. Степанова «Что мы Родиной зовём?»
|
Развивать память, коммуникативные навыки; Развивать интерес к поэзии и художественной литературе авторов родного края.
|
Во второй половине дня |
Посоветовать родителям прочитать дома стихи о Родине П. Воронько «Лучше нет родного края», Г. Ладонщикова «Родная земля» ,«Родное гнёздышко» |
Групповая комната |
||
4.Дидактические игры: - «Узнай, где я нахожусь?»; - «Собери картинку»; - «Что за улица?»; - «Карта моего поселка»; - «Мой край родной»; - «Я - фотограф»; - «Вот моя улица, вот мой дом родной».
|
Закрепить знания о достопримечательностях родного края; Развивать познавательную активность детей; Формировать умение ориентироваться в родном поселке, узнавать достопримечательности родного края. |
Во второй половине дня |
Предложить родителям вместе с детьми нарисовать рисунок на тему «Вот моя улица, вот мой дом родной» |
Групповая комната
|
||
5.Оформление лепбука “Достопримечательности земли Сергиевской”;
|
Развивать творческое воображение и мыслительную деятельность детей в процессе оформления лепбука. |
Индивидуальная работа, в течение дня |
Рекомендовать родителям познакомить детей с памятником Сергию Радонежскому в с.Сергиевск. |
Групповая комната
|
||
6. Выставка фотографий и рисунков «Люблю тебя, мой край родной»
|
Развивать творческие способности детей, фантазию; образное представление; Развивать наблюдательность, внимание, память в процессе изобразительной деятельности.
|
3 неделя апреля |
В первой половине дня |
Предложить родителям вместе с детьми сделать фотографии на фоне достопримечательностей и любимых мест Сергиевского района |
Групповая комната
|
|
8.Просмотр видеоролика «Памятью согреем сердца» (посвященный герою ВОВ, Петру Ганюшину) |
Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны, биографией и подвигом нашего земляка Петра Ганюшина. |
4 неделя апреля |
В первой половине дня |
Предложить родителям вместе с детьми почитать о героях ВОВ Сергиевского района в книге «Слово о Сергиевске» |
Музыкальный зал |
|
9. Повторная диагностика: - беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?” - анкетирование родителей. -анализ проведенной работы.
|
Выявить уровень знаний детей о достопримечательностях Сергиеского района, истории возникновения п. Суходол; Сделать сравнительный анализ.
|
4 неделя апреля |
В первой половине дня |
|
Групповая комната
|
|
IV
|
1.Тематическая экскурсия в Сергиевский краеведческий музей.
|
Подведение итогов, систематизация знаний детей по теме, мотивация на дальнейшую деятельность
|
4 неделя апреля |
Во время обеда |
Пригласить родителей на экскурсию в музей.
|
Сергиевский краеведческий музей |
Литература:
- Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. – Волгоград: Учитель, 2016.
- Слово о Сергиеевске. К 300-летию Сергиевска. г. Самара : ООО «Инфа-пресс», 2003.
Интернет-ресурсы:
- http://all-biography.ru/alpha/g/garin-mixajlovskij-nikolaj-garin-mikhailovsky-ni-kolai
- https://www.youtube.com/watch?v=i87wHjAXh1w
- https://www.youtube.com/watch?v=chCzSYGIU5s