Проект «Есть земля своя родная»

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Каемова Татьяна Владимировна

Организация: ГБОУ СОШ № 1 С/П детский сад «Теремок»

Населенный пункт: Самарская область, пгт. Суходол

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

К.Симонов

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Тип проекта: 

  • по методу: информационно – творческий, поисковый.
  • по содержанию: дошкольник, общество и историческое прошлое мало Родины.
  • по количеству участников: групповой
  • по продолжительности: среднесрочный 

Направление проекта: воспитание гражданско-патриотических чувств дошкольников, любви к родному краю.

Предмет проекта: история  малой Родины.

Сроки проведения: с марта по апрель.

Возраст детей, участников проекта: 5-6 лет

Участники  проекта: воспитанники ДОО, родители, педагоги, работники музея.

 

Актуальность

Воспитание у детей любви к своему отечеству – эта проблема всегда была актуальной и сложной в наше непростое время. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше о родном крае, его истории.

 Цель проекта: воспитание у дошкольников патриотических чувств в процессе ознакомления их с историей родного поселка Суходол и Сергиевского района . 

Проблема: что мы знаем о своем родном крае и малой Родине п.Суходол и Сергиевском районе?

 

Задачи проекта:

  • Дать элементарные сведения по истории Сергиевского района и поселка Суходол;
  • Познакомить детей с достопримечательностями Сергиевского района и людьми, прославившими свой родной           край;
  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
  • Развивать бережное отношение к   достопримечательностям, культурным ценностям, природе края;
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к малой Родине.

Необходимые условия реализации проекта:

Интерес детей и родителей;

Методические разработки;

Интеграция со специалистами детского сада.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие» 

  1. Расширить знания детей о поселке Суходол, о достопримечательностях, богатствах Сергиевского района;
  2. Развить умение узнавать и правильно называть увиденные места Сергиевского района;

«Социально- коммуникативное развитие» 

  1. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению достопримечательностей Сергиевского района;   
  2. Развитие диалогической и монологической форм речи.

Предварительная работа: беседы  о Родине и малой Родине, рассматривание альбомов, фотографий, чтение и заучивание стихов о   Родине, чтение пословиц и поговорок о Родине, разучивание песен о малой Родине. 

Предполагаемые результат:

  1. Освоение детьми доступных знаний об истории родного края. Дети знают основные достопримечательности Сергиевского района,   историю возникновения поселка Суходол, людей прославивших свой родной край. 
  2. Проявление детьми внимания и бережного отношения к достопримечательностям родного края.
  3. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  4. Создание условий для воспитания   гражданственности и патриотических чувств у дошкольников в ДОО.

Формы, методы, приемы,  используемые для реализации проекта: 

  1. Наблюдение
  2. Совместные игры
  3. Анкетирование
  4. Познавательные игровые занятия
  5. Беседы
  6. Экскурсии.

 

 

 

Этапы реализации проекта

 

Этап 

Формы работы 

(с наименованием)

Задачи 

Срок реализации

Время в режиме

Работа с родителями

Место  проведения

I

 

Постановка цели, определение задач:  наблюдение:

- беседа;

- обсуждение

- Создать  мотивацию, определить  цели и задачи  проекта.

- выбор темы и разработка проекта;

- составление перспективного плана;

- обращение в библиотеку п. Суходол и с. Сергиевска для сбора информации по истории Сергиевского района и п. Суходол

 

 

 

1-2 неделя

марта 

Во время Утреннего сбора

Предложить родителям принять участие  в образовательной деятельности по реализации проекта «Есть своя земля родная»

Групповая комната

 

II

 

 

 

1.Диагностика уровня знаний:

- наблюдение;

- беседа;

- игровая ситуация «Путешествие по малой родине»

- анкетирование родителей.

- Выявить уровень знаний детей и родителей о достопримечательностях  Сергиеского района, истории возникновения п.Суходол.

 

В первой  половине дня

 

Групповая комната

 

2.Сбор информации:

- виртуальная экскурсия по достопримечательностям Сергиевского района «Вот мой край родной!»;

- рассматривание фотографий, картинок;

Развивать умение  добывать информацию из разных источников, познавательную активность дошкольников.

 

Рекомендовать родителям найти и рассмотреть картинки, фотографии о Сергиевском районе.

Групповая комната, музыкальный зал

 

3.Обсуждение

 

Уточнение цели и задач проектной деятельности.

 

Групповая комната

 

 

III

 

 

 

1.Интегрированное занятия:

- «Моя малая Родина – п. Суходол!» 

 (интеграция образовательных областей:  

«Познавательное  развитие», «Социально -  коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

- «Природные памятники Сергиевского района. Голубое озеро. Серное озеро п.Серноводск»

 

Вовлечь детей  в поисковую деятельность в процессе знакомства с историей родного края;

Познакомить детей с историей возникновения п. Суходол;

Развивать  познавательную активность детей посредством изобразительной деятельности.

 Познакомить детей  природными памятниками Сергиевского района.

3-4

 неделя марта

В рамках непосредственно образовательной  деятельности

Рекомендовать родителям совместно с детьми совершить прогулку по парку п. Суходол, познакомить детей с памятником В.И.Ленину;

Посоветовать родителям, совместно с детьми посетить Серное озеро в п. Серноводск. 

Музыкальный зал

2. Презентация «Н.Г.Гарин-Михайловский на сергиевской земле»

 

Познакомить детей с деятельностью Н.Г.Гарина –Михайловского в Сергиевском районе.

 

1-2

неделя

апреля

Во время Утреннего сбора

Разместить наглядно – стендовую информацию для родителей: « Наш земляк - Н.Г. Гарин - Михайловский» 

Групповая комната

 

3.Чтение и заучивание стихотворений о родине:

-чтение отрывков из произведения Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы»

- чтение стихов В. Орлова «Здравствуй, Родина моя!», В. Степанова «Что мы Родиной зовём?»

 

 

Развивать  память, коммуникативные навыки;

Развивать интерес к  поэзии и художественной литературе авторов родного края.

 

Во второй половине  дня

Посоветовать  родителям прочитать дома стихи о Родине П. Воронько «Лучше нет родного края», Г. Ладонщикова «Родная земля» ,«Родное гнёздышко»

Групповая комната

4.Дидактические игры:

- «Узнай, где я нахожусь?»;

- «Собери картинку»;

- «Что за улица?»;

- «Карта моего поселка»;

- «Мой край родной»;

- «Я - фотограф»;

- «Вот моя улица, вот мой дом родной».

 

Закрепить знания о достопримечательностях родного края;

Развивать познавательную активность детей;

Формировать умение ориентироваться в родном поселке, узнавать достопримечательности родного края.

Во второй половине

 дня

Предложить родителям вместе с детьми нарисовать рисунок на тему «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Групповая комната

 

5.Оформление лепбука “Достопримечательности земли Сергиевской”;

 

Развивать творческое воображение и мыслительную деятельность детей в процессе оформления лепбука.

Индивидуальная  работа, в течение  дня

Рекомендовать родителям познакомить детей с памятником Сергию Радонежскому в с.Сергиевск.

Групповая комната

 

6.  Выставка фотографий и рисунков «Люблю тебя, мой край родной»

 

Развивать творческие способности  детей, фантазию; образное представление;

Развивать наблюдательность, внимание, память в процессе изобразительной деятельности. 

 

 3

 неделя

апреля

В первой половине дня

Предложить родителям   вместе с детьми сделать фотографии на фоне достопримечательностей и любимых мест Сергиевского района

Групповая комната

 

8.Просмотр видеоролика «Памятью согреем сердца» (посвященный герою ВОВ, Петру Ганюшину)

Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны, биографией и подвигом нашего земляка Петра Ганюшина.

4 неделя

апреля

В первой половине дня

Предложить родителям вместе с детьми почитать о героях ВОВ Сергиевского района в книге «Слово о Сергиевске»

Музыкальный зал

9. Повторная диагностика:

- беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?” 

- анкетирование родителей. 

-анализ проведенной работы.  

 

Выявить уровень знаний детей  о   достопримечательностях  Сергиеского района, истории возникновения п. Суходол;

Сделать сравнительный анализ.

 

4 неделя апреля

В первой половине 

дня

 

Групповая комната

 

IV

 

 

1.Тематическая экскурсия в Сергиевский краеведческий музей.

 

Подведение итогов, систематизация  знаний детей по теме, мотивация на дальнейшую деятельность

 

4 неделя апреля

Во время обеда

Пригласить родителей на экскурсию в музей.

 

Сергиевский краеведческий музей

 

 

Литература:

  1. Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. –   Волгоград: Учитель, 2016.
  2. Слово о Сергиеевске. К 300-летию Сергиевска. г. Самара : ООО «Инфа-пресс», 2003.

Интернет-ресурсы:

  1. http://all-biography.ru/alpha/g/garin-mixajlovskij-nikolaj-garin-mikhailovsky-ni-kolai
  2. https://www.youtube.com/watch?v=i87wHjAXh1w
  3. https://www.youtube.com/watch?v=chCzSYGIU5s

 

Опубликовано: 07.06.2016