План - программа Ознакомление с окружающим «Хочу все знать»

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Сушицкая Ирина Николаевна

Организация: ДОУ «Снегири»

Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри

Пояснительная записка:

Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробные действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.Исходя из этого, возникла необходимость по созданию условий  для  целенаправленной работы по  поисково–познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Детское экспериментирование в условиях ДОУ:

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.

В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

  1. Постановка проблемы (задачи).
  2. Поиск путей решения проблемы.
  3. Проведение опытов.
  4. Фиксация наблюдений.
  5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются
способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное
значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.

Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной  деятельности, которая  бы позволила не только систематизировать и  расширить имеющиеся у детей представления и знания об окружающей действительности, но и  дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, «ученого».
Для решения поставленной цели реализуются следующие задачи:

  1. Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста  способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  2. Развивать собственный исследовательский и познавательный опыт;
  3. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
  4. Развитие образного мышления, увеличение объема внимания и памяти.
  5. Воспитание интереса к деятельности и процессу обучения в целом.

При проведении занятий соблюдаются принципы развивающего обучения:

- Принцип активности заключается в том, что дети должны выступать в совместной учебной деятельности не как пассивные объекты, а как равноправные соучастники учебного процесса.

- Принцип креативности связан с тем, что активность воспитанников должна носить не репродуктивный, а продуктивный характер,  то есть быть творческой активностью.

- Принцип коллективности требует организации учебного процесса как коллективного процесса, в котором дети выступают во взаимные отношения, ведущие к взаимному обогащению.

- Принцип проблемности заключается в том, что любой материал, предлагаемый для усвоения, должен даваться как способ решения той или иной коммуникативной, познавательной, социальной и др. задачи. Умственное воспитание при этом будет выступать как последовательность подобных задач.

- Принцип индивидуализации предлагает учет педагогом индивидуальных особенностей воспитанников,  а также самостоятельное нахождение ребенком своего места в коллективной работе в соответствии со своими интересами и личностными особенностями.

- Принцип вариативности заключается в вариативном преподнесении проблем детям: не только через умственное усилие, Нои через физический, производственный труд, через занятия искусством, споротом и т.д.

- Принцип успешности предполагает создание для детей ситуации достижения, где успех служит вознаграждением, определенным стимулом, позволяющим преодолевать трудности в работе.

 

Программа разработана на основе нормативных и программно-методических материалов:

  1. Федеральный закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013г. ст 2.14, ст 10.7, ст 12.4,5).
  2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.,2012.
  3. Программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» (под ред. А.А.Леонтьева)
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155).
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049-13.

Планируемые результаты обучения в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми:

Воспитанники могут:

  • Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Знать основы безопасности жизнедеятельности в природном окружении.
  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  • Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя.
  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога.
  • Анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.
  • Оформлять результаты своей поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, дневников наблюдений, макетов.
  • Быть любознательными, готовыми к сотрудничеству.
  • Любить природу, осознавать ответственность человека перед ней.

Ожидаемые результаты:

  • Ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека.
  • Сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, логически обосновывать свои мысли.
  • Стремиться заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение.
  • Принимать активное участие в выставках, презентациях.
  • Развивать активное эмоционально-познавательное отношение к миру.
  • Оформлять результаты своей деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, дневников наблюдений, макетов.

Совместная работа педагога и воспитанников организуется еженедельно, включает в себя различные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, речевую, игровую, изобразительную.

 

Структура эксперимента

При осуществлении и для более успешного проведения и результативности экспериментально – исследовательской деятельности с детьми педагогу необходимо твердо знать структуру эксперимента и особенности экспериментирования в разных возрастных группах.
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.Это –

  1. Осознание того, что хочешь узнать.
  2. Формулирование задачи исследования.
  3. Продумывание методики экспериментирования.
  4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
  5. Прогнозирование результатов.
  6. Выполнение работы.
  7. Соблюдение правил безопасности.
  8. Наблюдение результатов.
  9. Фиксирование результатов.
  10. Анализ полученных данных.
  11. Словесный отчет об увиденном.
  12. Формулирование выводов.

 

Центр экспериментирования включает такие компоненты:
1. Компонент дидактический: схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением разных предметов; книги познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции, мини-музей "Часы".
2. Компонент оборудования:
- природный материал: камни, срез и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и тому подобное;
- бросовый материал: провод, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и тому подобное;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и тому подобное;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и тому подобное;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и тому подобное);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
- другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому подобное; сыто, воронки, половинки мыльниц, «помощники»: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы − клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
3. Компонент стимулирующий: мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; карточки-подсказки, знаки "Что можно, что нельзя", персонажи, которым свойственные определенные черты, от имени которого моделируется проблемная ситуация.

 

Особенности экспериментирования в разных возрастных группах и требования к развивающей среде

Старшая группа

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов.

При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.

Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов.

Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации.

Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности

Подготовительная к школе группа

В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют детям огромную радость.

В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:

1) дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
2) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности

При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.

При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:

  1. Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.
  2. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.
  3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:
    1. действие показывает педагог;
    2. действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
    3. иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;
    4. действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
    5. действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;6) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
  4. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.
  5. Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.
  6. Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстримальных ситуациях.
  7. Для успешного руководства экспериментально-исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.
  8. На занятиях должна быть спокойная обстановка

Критерии развития экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников

Первый критерий - эмоционально – оценочное восприятие деятельности:

  • умение называть объекты, явления;
  • умение различать объекты, выделять их признаки и свойства;
  • понимание сущности объекта, явления;
  • умение находить взаимосвязь и взаимозависимость;
  • умение находить различия;
  • умение находить сходства;
  • умение классифицировать;
  • умение анализировать;
  • умение прогнозировать;
  • проявление желания сотрудничать со взрослым;
  • проявление желания к самостоятельной деятельности.

Оценочная шкала:

5 баллов - Представления сформированы, стойкий интерес к деятельности
3 балла - Представления нечеткие, сформированы недостаточно, интерес к деятельности неустойчивый
0 баллов - Представления не сформированы, отсутствие интереса к деятельност

Второй критерий - освоение детьми способов и действий экспериментирования:

  • формулирование задачи исследования;
  • продумывание методики экспериментирования;
  • выслушивание инструкций и критических замечаний;
  • выполнение работы:
    • а) выполнение действий в соответствии с предлагаемой пиктограммой;
    • б) умение действовать в соответствии с моделью;
    • в) умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью символов;
    • г) умение проводить опыты самостоятельно;
  • соблюдение правил безопасности;
  • наблюдение результатов;
  • фиксирование результатов;
  • анализ полученных данных;
  • словесный отчет об увиденном;
  • формулирование выводов;

Оценочная шкала:

5 баллов - Самостоятельный выбор и реализация действия
3 балла - Действие выполняет неуверенно, требуется помощь взрослого
0 баллов - Отсутствие действий

Программа рассчитана для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет на два года обучения и предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня; рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Продолжительность занятия:

  • 25 мин (для детей 5-6 лет – первый год обучения);
  • 30 мин (для детей 6-7 лет – второй год обучения).

По 9 – 10 человек.


Первый год обучения

ДАТА

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЗАДАЧИ

Октябрь

 

Свет

Свет и его путешествие

Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

Цвет и свет

Узнать из каких цветов состоит солнечный луч.

Тень. Теневой театр

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположение.

Разные отражения

Понять, что отражение могут отличаться от реального предмета.

Ноябрь

 

Вода

Знакомая незнакомка

Выявить все свойства воды, и их применение в жизни человека

Вода помощница.

Познакомить с силой воды.

Вода исчезает.

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий.

Снег, вода и лед.

Сравнить свойства снега, воды и льда, выявить особенности их взаимодействия.

Декабрь

 

Воздух

Поиск невидимки

Обнаружение воздуха в различных предметах.

Вдох и выдох

Выявить свойства воздуха.

Прогулка ветерка

Выявить, как образуется ветер. Установить силу ветра.

Упрямый воздух

Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Январь

 

Магнит

Что может делать магнит?

Выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.

Сила притяжения

Показать магнитное поле вокруг магнитов.

Два магнита

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Февраль

 

Зеркало

Отражение. Небьющееся зеркало

Понимать, что отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах.

Зеркальные чудеса Калейдоскоп

Выявить и понять  различное применение множественного отражения.

Разведчик.

Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где не должно быть видно.

Комната смеха

На базе полученных знаний создать «кривое» зеркало.

Март

 

Растения

Дыхание и питание

 Выявить и понять, как происходят процессы дыхания и питания у растений

Где лучше расти?

Выявить благоприятные условия для роста и развития растений.

В погоне за светом. Лабиринт.

Установить, как растение ищет свет.

Что с начало, что потом.

Выявить цикл развития растений.

Апрель

 

Земля Космос

Далеко – близко.

Познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на: температуру воздуха; обращения планеты вокруг себя.

На орбите.

.Установить, что удерживает спутник на орбите.

Вулканы

Установить механизм действия вулканов и значение их в жизни планеты.

Полярное сияние.

Выявить действия магнитных сил Земли. Понимать, что полярное сияние – проявление этих сил

Май

Свойства материалов

Родственники стекла.

Установить предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Бумага своими руками.

Закрепить свойства бумаги. Изготовить бумагу в бытовых условиях.

Песо и глина. Окаменелости

Закрепить и расширить знания о свойствах глины и песка. Изготовить окаменелости растений.

Солнечные часы

Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.

Второй год обучения

ДАТА

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЗАДАЧИ

Октябрь 

 

Вода

Растворы. Фильтрация воды

Познакомить с различными водными растворами; процессом фильтрации (очистки) разными способами

Замерзание жидкостей

.Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания.

Замерзшая вода

Выявить изменение объема жидкости при замерзании. Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Круговорот воды в природ.

Познакомить с круговоротом воды.

Ноябрь

 

Воздух

Реактивный шарик

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как можно использовать силу ветра.

Свечка в банке

Выявить, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня.

Задуть свечу из воронки.

Выявить особенности воздушного вихря.

Большие и маленькие.

Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется.

Декабрь

 

Магнит

Земля – магнит.

Выявить действия магнитных сил Земли.

Магнит своими руками.

Определить способность металлических предметов намагничиваться.

Магниты в нашей жизни.

Выявить места применения магнитов и их сил.

Необычная картина.

Объяснить действие магнитных сил, используя знания для создания картины.

Январь 

 

 

Звук

Как быстрее?

Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

Спичечный телефон.

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

Поющая струна.

Выявить причину происхождения низких и высоких звуков (чистота звука).

Разный звук.

Выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными.

Февраль 

 

Электричество

Волшебники.

Установить причину возникновения статистического электричества.

Чудо – прическа.

Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.

Молния.

Выяснить, что гроза – это проявление электричества в природе.

Свет в лампочке.

Понимать принципы работы электроприбора.

Март

 Растения

Строение и функции.

Познакомить с различными особенностями строения растений. Понимать функции частей растений.

Цветы и их помощники.

Установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках. Выявить, как происходит процесс опыления у растений.

Бережливые растения.

Выявить взаимосвязь строения растений с климатическими условиями.

Они такие разные.

Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

Апрель

 

 

 

Человек

Умный нос.

Познакомить с функцией носа, его строением.

Помощник – язык.

Познакомить со значением языка. Определить вкусовые зоны языка, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса

Громко – тихо.

Познакомить со значением слуха, строением уха. Доказать необходимость бережного отношения к способности слышать.

Зоркий глаз.

Познакомить со строением глаза, функцией глаза. Выявить, как можно положительно и отрицательно влиять на глаза.

Май

 

Животный мир

Как с гуся вода.(лапы, перья, клюв)

Установить связь между строением и  образом жизни птиц в экосистеме.

Следы невиданных зверей.

Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. (климатической зоны)

Дышат ли рыбы.

Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть в езде.

Как видят животные.

Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука, тепловых рецепторов.

Документация:

Программа, мониторинг, журнал посещений, журнал регистрации экспериментальной деятельности.

Опубликовано: 12.06.2016