Формирование краеведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием полихудожественного подхода

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Раднова Ирина Алексеевна

Организация: МБДОУ детский сад №22 «Улыбка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.  Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей  принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение.  Основная цель краеведения в условиях поликультурного этнического региона воспитание уважения к культурным традициям этносов, воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому, что все взаимосвязано.

Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.  Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, окружающей среде, культуре.

Очень важно не просто знакомить детей с историческим прошлым страны, края,  вызывать гордость за их  достижения, а  привить детям чувство  привязанности к родному  дому, семье, к природным и культурным ценностям родного края,  традициям и истории родной страны, чувство гордости  за мужество и героизм соотечественников, стремление к  процветанию отчизны.  Все перечисленные качества нужно воспитывать в ребенке через призму любви, доброты и созидания. На современном этапе развития общества становится актуальной необходимость воспитания личности, способной воспринимать и преобразовывать действительность "по законам красоты". Формировать у детей эстетическое восприятие окружающей действительности - задача творческого воспитателя.

Поэтому в своей работе использую полихудожественный подход в формировании патриотических чувств и краеведческих представлений у детей. Он заключается во взаимодействии, интегрировании, комплексности художественно-эстетического и социально – коммуникативного развития.

Идею полихудожественного подхода к воспитанию впервые обосновал доктор педагогических наук, профессор Б.П. Юсов.

Полихудожественный подход: "поли" – много, "художеств" – искусств, т.е. много искусств. Одновременное восприятие нескольких видов искусств  - синтез  живописи, музыки и поэзии, взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально – эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа.  На основе полихудожественного подхода у детей  развивается потребность в создании творческого продукта, отличающегося оригинальностью и самостоятельностью выполнения. Поэтому восприятие произведений искусства и окружающего мира сочетаю с творческой деятельностью дошкольников. Полихудожественный подход предполагает не автоматическое смешение искусств, а возможность каждого из них на своем языке рассказать об одном и том же явлении действительности.

Использование полихудожественного подхода в работе с детьми дошкольного возраста помогает успешно формировать краеведческие представления в частности и воспитывать патриотизм в целом. Каждое из искусств обладает своими средствами выразительности и влияет на различные стороны сознания ребенка. Важно, чтобы содержание интегрированных искусств было тесно связано с близким ребенку природным окружением, национальными и народными традициями и обычаями.

Знакомя дошкольников с народными традициями и праздниками,  необходимо формировать представления детей о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства. С этой целью можно использовать русские народные сказки, былины, потешки, загадки, народные игрушки, народную музыку, пляски, иллюстрации к художественным и музыкальным произведениям, произведения живописи.  Ознакомление дошкольников с жанровой живописью активизирует у детей интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, к ценностям, которые создает его народ.

Для начала работы в любом направлении необходимо подготовить предметно-развивающую среду.  Мы проживаем в городе Старый Оскол Белгородской области. Поэтому в группе организован уголок "Родной свой край люби и знай", в котором представлены альбомы: "Родное Белогорье", "Старый Оскол – город воинской славы", организованна фото экспозиция "Любимый город!" подобран наглядно-дидактический и демонстрационный материал, сформирована аудио- и видео- теки. Нашей гордостью является мини-музей народной игрушки "Забавушка",  в экспозиции которого представлены разные виды народного творчества: тряпичная кукла, глиняная и деревянная игрушка. Так же в экспозиции музея представлена коллекция кукол  "Народы России". И конечно в музее представлена наша Старооскольская глиняная игрушка, на примере которой знакомили детей с народным промыслом глиняной игрушки.  Была  проведена предварительная беседа "Мастер глину замесил и игрушек налепил". Далее организованна встреча с работниками Старооскольского краеведческого музея, на которой вниманию детей была представлена экспозиция "Старооскольская глиняная игрушка", ребятам подробно рассказали и показали видеопрезентацию об истории происхождения нашей игрушки.  Читала детям стихотворение про глиняную игрушку,  загадывала загадки, предложила к рассмотрению дымковскую игрушку и старооскольскую.   Ребята анализировали, находили сходство и различия между ними. Следующий этап - лепка из глины, доставила детям большое удовольствие. С "готовым товаром" отправились на праздничную весеннюю ярмарку, использовав в одежде элементы народных костюмов (платки, кокошники, рубахи и сарафаны).  Предварительно рассмотрели репродукцию картины Ивана Куликова "Ярмарка".  На "ярмарке" все вместе плясали, пели, сочиняли прибаутки для рекламы своего "товара" под веселый народный фольклор.  Работами детей пополнили экспозицию мини-музея "Забавушка".

В рамках тематической недели "Русские народные обычаи и традиции", готовились к проводам зимы и встрече весны. Заучивали заклички,  слушали народную музыку, рассматривали тематические иллюстрации и репродукцию картины Бориса Кустодиева "Масленица". И конечно какая же масленица без блинов? Ребята стали непосредственными участниками  традиции печь на Масленицу блины. Из соленого теста дети лепили блины, пироги,  калачи, баранки. А затем плясали и водили хороводы. Незабываемые впечатления оставила у детей  русская  традиция чаепития из самовара под народные песни.

 Так, используя возможности каждого из искусств, воспитываю любовь к русской песне, красоте и поэзии русского слова, народному искусству и  традициям, чувство  сопричастности к культурному наследию своего края и страны.

Хочу обратить внимание, что положительное воздействие на ребёнка оказывает рисование под музыку. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребёнка множество ассоциаций. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир.

Помните, что ребенок никогда не утратит то, что было заложено в ранние годы жизни.

Хочу закончить свой доклад словами Василия Александровича Сухомлинского: "Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному  слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии".

Литература

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования: утв. приказом министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155// Российская газета. – 2013. - №265
  2. Федорова Т.С. Краеведческое образование дошкольников [ЭР] / Т.С. Федорова// Фестиваль педагогических идей "Открытый урок":  [сайт]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru
Опубликовано: 14.07.2016